Фонематическая система русского языка

Страница 5

В общей форме психологическая схема смыслового восприятия может быть представлена как система, характеризующая побуждающим, формирующим и реализующим уровням. Побуждающий уровень объединяет ситуативно – контекстуальную сигнальную (стимульную) информацию и мотивационную сферу. Если две первые стороны образуют поле обстановочной и пусковой афферентации (в терминах П.К. Анохина), то мотивационная сторона побуждающего уровня определяет готовность психических и физических сил индивида к этому виду перцептивной деятельности и выражается «в заинтересованности в том, чтобы направить течение восприятия в свою пользу» т.е. правильно понять, осмыслить речевое сообщение, обеспечивая тем самым ситуацию общения. Формирующий уровень функциональной схемы смыслового восприятия содержит четыре взаимосвязанные и взаимовключающиеся фразы:

1) фазу смыслового прогнозирования;

2) фазу вербального сличения;

3) фазу установления смысловых связей:

а) между словами и

б) между смысловыми звеньями;

4) фазу смыслоформулирования.

Смысловое прогнозирование, вызываемое контекстуально-ситуативной или сигнальной информацией, актуализирует семантическое поле, соотносмое с общим смыслом гипотезы, и подготавливает тем самым процесс сличения входного сигнала с вербальными конституэнтами семантического поля. Вербальное сличение, осуществляясь, таким образом, на сенсорном уровне, производит перекодировку звуковой волны во временно – пространственное представление и первичный анализ входного словесного сигнала по критическим точкам (Е.Н. Соколов) или локусам.

На перцептивном уровне, начинающим с этого первичного анализа, происходит подтверждение или отклонение вербальной гипотезы и принятие решения о слове. Одновременно с актуализацией вербального образа актуализируется ассоциативная цепь его связей с другими словами, включая в действие процесс установления смысловых связей, с учетом субъективной вероятности появления той или иной ассоциации. Установление связей между (как минимум) двумя словами формирует определенное смысловое звено, показателем которого является возможность перевода его на уровень нерасчетливого, монолитного представления – образа.

Таким образом, на этом уровне включается механизм семантических и одновременно грамматических правил. При наложении входного сигнала на сетку этих правил мысль говорящего получает для слушателя конкретное, принятое нормами данного языка, категориальное оформление (время, залог, число, лицо и т.д.). Фаза смыслоформулирования заключается для слушающего в обобщении результата всей этой перцептивно-мыслительной работы и переводе его на оду целую, нерасчлененную единицу понимания – общий смысл воспринятого сообщения. Реализующий уровень на основе установления этого общего смысла формирует замысел ответного речевого действия.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Полезная информация:

Основные понятия и термины, составляющие основу производственного обучения
Трудовой процесс – совокупность трудовых действий или функций работника для выполнения законченных работ по профессии. Определение дано Николаем Ивановичем Макиенко, однако под совокупностью понимается скорее «куча» элементов, не взаимодействующих между собой. К определению трудового процесса больш ...

Способы реализации принципов обучения
В педагогической интерпретации правило – это основанное на общих принципах описание педагогической деятельности в определенных условиях для достижения определенной цели. Чаще всего под правилами обучения понимают те руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или ино ...

Семья как социокультурная среда педагогической деятельности по профилактике отклоняющегося поведения
Семья — это социокультурный феномен, играющий особую роль в социальной подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе. В ней человек рождается и формируется как личность, перенимая культуру этой семьи и через нее и общества (среды жизнедеятельности). Данная тема предусматривает рассмотрение ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru