Фонематическая система русского языка

Страница 3

Отсутствие слуховых реакций, их несимметричность, чрезмерная длительность латентного периода могут указать на снижение слуха. Хотя слух в своем развитии и опережает развитие движения органов речи, все же на первых порах и он недостаточно развит, что обусловливает ряд несовершенств речи.

Звуки, слоги и слова окружающих воспринимаются недифференцированно (не осознается разница между ними), т.е. нечетко, искаженно. Поэтому дети смешивают один звук с другим, плохо понимают речь.

Слабые критическое отношение и слуховое внимание к речи окружающих и своей собственной тормозят развитие звуковых дифференцировок и их устойчивость в процессе восприятия и воспроизведения, поэтому дети не замечают своих недочетов, которые затем приобретают характер привычки.

Дополнительным и также очень важным условием развития фонематического слуха является двигательная реализация заданного акустического эталона. Речь – двусторонний процесс: я должен воспроизвести те же речевые звуки, какие находятся в составе слов, принятых мною от другого человека. Но я могу воспроизвести только те звуки, которые различают мой слух. Таким образом, слух становится контролером речедвижений. Но так как в результате речедвижений получаются тоже звуки, то сравнение заданного со стороны звука и воспроизведенного обучающимся позволяет улучшать и речедвижения и собственный фонематический слух.

При всяком движении, в том числе и артикуляционном, от мышц и сухожилий двигающегося органа непрерывно идут в мозг сигналы, оповещающие о том, в каком положении находится в данный момент двигающийся орган. Эти импульсы от исполнительных органов называются обратной связью.

Таких связей в речи две – слуховая и двигательная. Весь процесс регулируется сравнением того, что задано, с тем, что сделано. Вначале в процесс сравнения включен чужой слух, слух взрослого. При неправильной выдаче он требует исправления. В дальнейшем, по мере накопления удачных артикуляций, санкционируемых обучающимся, обучающейся научается сам

сравнивать должное и выполненное. Так формируется фонематический слух.

Понятие фонематической системы с позиции психолингвистики

Психолингвистика представляет междисциплинарную область знаний о закономерностях, структуре и функционировании процессов восприятия и порождения речи в норме. Психолингвистический подход в логопедии в настоящее время является чрезвычайно перспективным и широко представлен при анализе таких речевых нарушений, как афазия, алалия, нарушения чтения и письма. Знания теории речевой деятельности необходимы для дифференциальной диагностики нормального и нарушенного речевого развития, для определения психолингвистических механизмов речевой патологии, для выявления нарушенных операций в структуре речевого дефекта.

Необходимо рассмотреть работы таких авторов как Жинкин Н.И., Зимняя И.А.

Звук, поступающий к органу слуха, является синтетическим. Все его признаки слиты в один общий звук. В таком синтезированном виде он может транспортироваться по одному проводу, если при помощи преобразователя, например микрофона, звуковые колебания будут переведены в электрические. Обратное преобразование электрические колебания переведет в звуковые.

Очевидно, что в таком виде не может происходить прием звуков слуховым анализатором. Разные признаки звука несут разные сигнальные значения и должны синтезироваться в разных комбинациях, поэтому синтетический звук, прежде чем поступить в кору большого мозга, разлагается на признаки, которые по отдельности и транспортируются в кору. Это положение подтверждается резонансной теорией слуха, разработанной Гельмгольцем и значительно дополненной исследованиями Флетчера и Бекеши.

Первичный рецепторный анализ звука происходит автоматически вследствие особенностей устройства самого слухового рецептора. По другим принципам развертывается центральный, корковый анализ и синтез звука. Здесь основную роль играет время. Аналитически разложенные признаки, поступающие, в последовательном ряду синтезируются в одновременности, образуя целый комплекс.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Неделя русского языка как одна из форм массовой внеклассной работы
Эпизодические внеклассные занятия: беседы, лекции, устные журналы, конкурсы и даже вечера русского языка, - проводимые разрозненно, в отрыве одно от другого, не так эффективны, как постоянно действующие (лекторий, кружки русского слова и т.п.). Если в школе существует клуб любителей русского языка, ...

Уровни решения проблемных педагогических ситуаций
Педагогическое мастерство, осмысление, понимание, решение преподавателем педагогических проблемных ситуаций связано со степенью развития профессионально-педагогического мышления. Поэтому, одной из основных задач профессиональной подготовки специалистов для образования является формирование професси ...

Виды и формы поощрения и наказания
Стимулом в Древней Греции называли деревянную палку с заостренным наконечником, которой пользовались погонщики быков и мулов для понукания ленивых животных. Как видно, стимулирование имеет не очень приятную для людей этимологию. Но что делать, если человек, как и животное, нуждается в постоянных ст ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru