Фонематическая система русского языка

Страница 3

Отсутствие слуховых реакций, их несимметричность, чрезмерная длительность латентного периода могут указать на снижение слуха. Хотя слух в своем развитии и опережает развитие движения органов речи, все же на первых порах и он недостаточно развит, что обусловливает ряд несовершенств речи.

Звуки, слоги и слова окружающих воспринимаются недифференцированно (не осознается разница между ними), т.е. нечетко, искаженно. Поэтому дети смешивают один звук с другим, плохо понимают речь.

Слабые критическое отношение и слуховое внимание к речи окружающих и своей собственной тормозят развитие звуковых дифференцировок и их устойчивость в процессе восприятия и воспроизведения, поэтому дети не замечают своих недочетов, которые затем приобретают характер привычки.

Дополнительным и также очень важным условием развития фонематического слуха является двигательная реализация заданного акустического эталона. Речь – двусторонний процесс: я должен воспроизвести те же речевые звуки, какие находятся в составе слов, принятых мною от другого человека. Но я могу воспроизвести только те звуки, которые различают мой слух. Таким образом, слух становится контролером речедвижений. Но так как в результате речедвижений получаются тоже звуки, то сравнение заданного со стороны звука и воспроизведенного обучающимся позволяет улучшать и речедвижения и собственный фонематический слух.

При всяком движении, в том числе и артикуляционном, от мышц и сухожилий двигающегося органа непрерывно идут в мозг сигналы, оповещающие о том, в каком положении находится в данный момент двигающийся орган. Эти импульсы от исполнительных органов называются обратной связью.

Таких связей в речи две – слуховая и двигательная. Весь процесс регулируется сравнением того, что задано, с тем, что сделано. Вначале в процесс сравнения включен чужой слух, слух взрослого. При неправильной выдаче он требует исправления. В дальнейшем, по мере накопления удачных артикуляций, санкционируемых обучающимся, обучающейся научается сам

сравнивать должное и выполненное. Так формируется фонематический слух.

Понятие фонематической системы с позиции психолингвистики

Психолингвистика представляет междисциплинарную область знаний о закономерностях, структуре и функционировании процессов восприятия и порождения речи в норме. Психолингвистический подход в логопедии в настоящее время является чрезвычайно перспективным и широко представлен при анализе таких речевых нарушений, как афазия, алалия, нарушения чтения и письма. Знания теории речевой деятельности необходимы для дифференциальной диагностики нормального и нарушенного речевого развития, для определения психолингвистических механизмов речевой патологии, для выявления нарушенных операций в структуре речевого дефекта.

Необходимо рассмотреть работы таких авторов как Жинкин Н.И., Зимняя И.А.

Звук, поступающий к органу слуха, является синтетическим. Все его признаки слиты в один общий звук. В таком синтезированном виде он может транспортироваться по одному проводу, если при помощи преобразователя, например микрофона, звуковые колебания будут переведены в электрические. Обратное преобразование электрические колебания переведет в звуковые.

Очевидно, что в таком виде не может происходить прием звуков слуховым анализатором. Разные признаки звука несут разные сигнальные значения и должны синтезироваться в разных комбинациях, поэтому синтетический звук, прежде чем поступить в кору большого мозга, разлагается на признаки, которые по отдельности и транспортируются в кору. Это положение подтверждается резонансной теорией слуха, разработанной Гельмгольцем и значительно дополненной исследованиями Флетчера и Бекеши.

Первичный рецепторный анализ звука происходит автоматически вследствие особенностей устройства самого слухового рецептора. По другим принципам развертывается центральный, корковый анализ и синтез звука. Здесь основную роль играет время. Аналитически разложенные признаки, поступающие, в последовательном ряду синтезируются в одновременности, образуя целый комплекс.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Особенности мышления детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста
На определенном этапе развития ребенка ему характерен определенный тип деятельности (ведущий тип деятельности). В раннем возрасте особое место в формировании мышления принадлежит общению, предметной деятельности, игре (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и другие). В на ...

Возрастные особенности личности младших школьников
То, что развитие как физическое, так и умственное тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни, знание которых несет важную информацию для посвящ ...

Возрастные особенности младших подростков
Согласно стандарту общего математического образования, систематический курс дробей входит в курс арифметики и изучается в пятом и шестом классах средней школы. Возраст учащихся 5–6 классов колеблется от 10 до 13 лет. Чаще всего этот период относят к подростковому возрасту, некоторые психологи выдел ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru