Программа формирования культуры потребительского поведения подростков для продуктивного усвоения содержания СМИ

Образование и воспитание » Формирование у подростков культуры потребления информации телевизионных СМИ » Программа формирования культуры потребительского поведения подростков для продуктивного усвоения содержания СМИ

Страница 3

Описанные в данном параграфе методики эмпирического исследования, позволили отследить уровень и динамику развития культуры потребления информации участниками экспериментальной группы.

В заключение предварительного этапа исследование нами было проведено специальное занятие, посвященное освоению технологии самоанализа разработанной исследователем В.И. Ильиным. По заданному алгоритму члены экспериментальной группы предприняли попытку индивидуальной самоидентификации, проясняя для себя ключевые положения, входящие в это понятие.

Полученные результаты констатировали, что у ребят существует определенная проблема с развитием культуры критического мышления. Отсутствия её мешает им дать адекватную, объективную оценку своим социальным действиям и поступкам, а так же конструктивно оценивать происходящие события в их жизни и жизни общества, в том числе и виртуальной реальности, которую конструируют телевизионные СМИ.

На констатирующем этапе исследования нами была проведена комплексная эксперсс-диагностика, разработанная на основе психолого-педагогических технологий, применяемых в практике научно-практической деятельности известными специалистами в области деятельности СМИ

Полученные данные позволяют говорить о том, что у ребят, входящих в состав экспериментальной группы был низкий уровень сформированности культуры потребления телевизионной информации, ввиду низкого уровня или отсутствия навыков и умений коммуникации, творческого осмысления информации, применения имеющихся знаний в процессе мыслительной деятельности, ценностного определения содержания информации.

В процессе формирующего этапа эксперимента нами были применены различные интерактивные и аналитические формы и методы, направленные на повышение уровня культуры потребления информации ребят, входящих в состав экспериментальной группы.

В ходе бесед обсуждались следующие темы: "плюсы и минусы телевидения", "экранное насилие", "доступность информации", "негативные стороны влияния телевидения на сознание человека", "критическое мышление", "пропаганда безнравственного поведения, в процессе телепередач, художественных фильмов, ток-шоу и т.п. за норму", "индивидуально-личностное поле", "самоидентификация".

Основной формой работы, которая была применена нами на формирующем этапе исследования было рефлексирующее (формирующее) анкетирование, разработанная по технологии В.И. Ильина которая предполагала погружение в проблему на трех уровнях предварительном, основном и рефлексивном.

На контрольном этапе исследования, используя диагностическую методику, которую мы применяли на констатирующем этапе, мы вновь замерили уровень сформированности культуры потребления информации телевизионных СМИ. Результат - 45% сформированности.

Полученные результаты эмпирического исследования нам позволяют сделать вывод о том, что социально - педагогическое сопровождение подростков в процессе формирования культуры потребления информации телевизионных СМИ способствует сохранению их субъектности, и благотворно влияет на формирование норм поведения, которые способствуют успешной социальной идентификации их личностей с современным обществом.

Использованные нами в ходе исследования формы и методы социально - педагогического сопровождения легли в основу создания специальной программы.

Актуальность нашего исследования была обусловлена необходимостью социально - педагогического сопровождения подростков в процессе формирования культуры потребления информации телевизионных СМИ.

В связи с выявленной проблемой в исследовании нами решались задачи, позволившие нам достичь поставленной цели: определить формы и методы повышения культуры потребителей телевизионной информации, которые стали основой разработки специальной программы для подростков.

В теоретической части исследования нами было рассмотрено: потребление телевизионной информации как коммуникация и социальное взаимодействие, телевизионные СМИ как фактор влияния на формирование норм поведения подростков, особенности социально-педагогического сопровождения подростка в процессе формирования культуры потребления информации телевизионных СМИ.

Нами было определено, что информация как товар имеет важный социально-психологических смысл, т.к. распространение этого товара есть не только способ удовлетворения человеческих утилитарных потребностей в развлечении, получении знаний и т.п., но и "способ направления их действиями через управления их впечатлениями".

Культура потребления, в свою очередь, не врожденное социальное качество личности, а приобретаемое, формируемое в процессе взаимодействия индивидуальной реальности этой личности с многочисленными формами надындивидуальных реальностей. Одной из таких социально значимых надындивидуальных реальностей является различная информационная продукция телевизионных СМИ. Задача социального педагога помочь подростку найти адекватные формы такого взаимодействия с ней, которые помогли бы повысить культуру потребления информации, транслируемой телевизионными СМИ.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Дидактические игры на уроках математики
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, - дидактическая игра. Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более п ...

Влияние уровня двигательных навыков в основных видах движений на уровне техники спортивных игр
Формирование ребенка движениям осуществляется в соответствии с закономерностями формирования двигательных умений и навыков. Они условно представляют собой последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнять его, а затем от умения к навыку. Нервная система играет важнейш ...

Состояние функции словоизменения
В ходе проведённого исследования сформированности функции словоизменения (таб. 1) мы выделили 4 группы детей. В первую группу вошли дети (2 чел.) со степенью сформированности выше среднего (2,7-2,9 б.) Детьми были допущены следующие ошибки: неверное изменение имён существительных по числам в именит ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru