Направления коррекционно-развивающей работы по развитию мышления учащихся с умственной отсталостью на уроках швейного дела

Образование и воспитание » Развитие мышления у учащихся старшего школьного возраста с умственной отсталостью на уроках швейного дела » Направления коррекционно-развивающей работы по развитию мышления учащихся с умственной отсталостью на уроках швейного дела

Страница 1

При установлении различий между объектами учащиеся, пишет исследователь Т.В. Башаева, с интеллектуальной недостаточностью говорят более детально об их признаках (сравнивают размер, цвет) и употребляют более разнообразные суждения, чем при определении их сходства. Снижение возможности обобщения – это один из основных недостатков мыслительной деятельности учеников специальных (коррекционных) школ VIII вида. Выполняя обобщения, учащиеся нередко опираются на случайные признаки, то есть действуют вопреки логике вещей. Особенно затрудняет учеников изменение дважды выделенного принципа обобщения, то есть группировка объектов по новому признаку. Установлено, что характер протекания мыслительной деятельности у умственно отсталых учащихся и ее результативность во многом зависит от личностных особенностей ребенка, например, от его умения критично оценивать собственный результат этой деятельности.

Наглядно-действенное мышление предполагает неразрывную связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый объект. Оно имеет существенное значение для общего умственного развития детей, так как представляет собой базу более сложных видов мышления (наглядно-образного и словесно-логического). Известно, что источник развития наглядно-образного мышления, как у нормальных, так и у умственно отсталых детей – практическая деятельность. Осуществление практических действий само по себе затруднительно для детей с отставанием в развитии, поскольку их двигательное и чувственное познание неполноценно. Специальные исследования В.Н. Синева, И.М. Бгажноковой и опыт работы школ показывают особенности в установлении причинно – следственных зависимостей. Умственно отсталые учащиеся нечетко дифференцируют причину и следствие.

Известно, что умственно отсталые дети в мыслительной деятельности проявляют конкретность, повышенную внушаемость, некритичность, слабость обобщений, непоследовательность, слабость регулирующей роли мышления. Развитие мышления умственно отсталых школьников – трудная, но принципиально разрешимая задача. Она достигается с помощью специально разработанных олигофренопедагогикой приемов обучения. Одним из важных вопросов этого обучения является обдуманный, методически грамотный переход от наглядного показа к словесно – логическому обобщению.

Исследователь Г.П. Кулишова пишет, бытует мнение, что наглядно-действенное и наглядно-образное виды мышления учащихся с нарушением интеллекта относительно сохранны. В то же время, исследователями доказано, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью значительно отстают от своих нормальных сверстников и других категорий аномальных детей по уровню развития всех видов мышления, в частности наглядного. Наглядно-действенное мышление предполагает неразрывную связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый предмет. Оно имеет существенное значение для общего умственного развития детей, так как представляет собой базу для формирования более сложных видов мышления (наглядно-образного и словесно-логического).

Изучая особенности мышления учащихся с нарушением интеллекта, исследователи, как правило, обращают внимание не только на специфику их мыслительных операций. Они рассматривают мышление как особого рода деятельность, поэтому исследуют ее мотивацию, целенаправленность и другие личностные компоненты, влияющие на всю познавательную деятельность, в том числе и мыслительную.

У психолога С.Л. Рубинштейн мы, находим принципиально важные суждения относительно того, что «наглядное мышление, возникая на более ранней генетической ступени развития, чем мышление абстрактно-теоретическое, не остается затем в дальнейшем ходе развития на том элементарном, низком уровне, на котором оно первоначально находилось. В процессе общего умственного развития человека на все более высокий уровень поднимается и его наглядно-образное мышление». Однако конкретная характеристика процесса развития мышления связана главным образом с описанием изменений, которые происходят в вербальном, теоретическом мышлении. И это не случайно, поскольку именно данная сторона в развитии мышления привлекала внимание исследователей.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Анализ опыта воспитания социальной активности в учреждениях дополнительного образования детей
В ходе исследования рассмотрено около сорока публикаций, освещающих, опыт организации воспитания в учреждениях дополнительного образования. Среди них были обобщения и авторские описания опыта, а также методические рекомендации организаторам воспитательной работы в условиях дополнительного образован ...

Анализ показателей физической подготовленности детей дошкольного возраста
Экспериментально установлено: за период от 5 до 7 лет, результаты на дистанцию 10 м улучшаются: у мальчиков с 2,6 сек до 2,1 сек, у девочек: с 3,4 сек до 2,4 сек, Аналогичная тенденция и в беге на 30 метров, где улучшение отмечено, в период от 5 до 6 лет – на 0,9 сек, у мальчиков и на (Табл. 2.) Та ...

Проблемы перехода из младшей школы в среднее звено обучения
Наибольшие разночтения в периодизациях развития относятся к границе, разделяющей младший школьный возраст и подростковый, которая фактически охватывает интервал 10 - 12 лет. Вслед за Г.А. Цукерман заметим, что до последнего времени IV класс не включался в исследования возрастных психологов и являлс ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru