Программа формирования культуры потребительского поведения подростков для продуктивного усвоения содержания СМИ

Образование и воспитание » Формирование у подростков культуры потребления информации телевизионных СМИ » Программа формирования культуры потребительского поведения подростков для продуктивного усвоения содержания СМИ

Страница 2

Содержание деятельности:

Знакомство с коллективом класса. Установление контакта с аудиторией. Создание позитивного настроя на дальнейшее сотрудничество.

Беседа с классом на темы: "плюсы и минусы телевидения", "экранное насилие", "доступность информации", "негативные стороны влияния телевидения на сознание человека", "пропаганда безнравственного поведения, выдаваемое в телепередаче, фильме, ток-шоу за норму", "самоидентификация";

Проведение диагностики на тему "профессиональное самоопределение личности".

Проведение воспитательного мероприятия в классе на тему: "Некоторые тайны телевизионного мира".

Проведение урока на тему "индивидуально - личностное поле".

Организация просмотра презентации на тему "технология критического мышления".

Проведение интерактивной ролевой игры "Коммуникатор".

Подведение итогов проделанной работы.

Ожидаемые результаты, их социальная эффективность:

формирование у подростков культуры потребления информации телевизионных СМИ способствует сохранению их субъектности, и благотворно влияет на формирование норм поведения, которые способствуют успешной социальной идентификации их личностей с современным обществом, если развиваются их коммуникативные, когнитивные (творческие), рефлексивно-деятельностные способности и эмотивные (ценностные) ориентации.

Сложности проведения исследования:

1. Налаживание контактов;

2. Замкнутость детей;

3. Организация совместной деятельности;

4. Нежелание детей проявлять активность в исследовании.

Положительные стороны в проведении исследования:

1. Дети проявляли интерес к новому, ранее неизведанному материалу;

2. Многие подростки легко выходят на контакт;

3. Активное взаимодействие между всеми участниками коллективной работы;

Ребята проявляли искреннюю заинтересованность новым для них материалом.

Эмпирическое исследование по избранной теме проводилось нами в МОУ СОШ № 24 п. Юрты, 9 "а" класс. Количество обучающихся в экспериментальной группе - 25 человек. После проведённой беседы с ребятами на тему профессиональной направленности личности выявилось, что у четырёх человек преобладает расположенность к профессиям на подобие "человек - природа", у восьми - "человек-техника", у шести - "человек - знаковая система", у троих "человек - художественный образ", у четверых "человек - человек".

Учитывая то, что развитие способностей аналитической деятельности должно начинаться с развития способностей самоидентификации, на предварительном этапе исследования в апреле 2009 года в экспериментальной группе было проведено несколько классных часов, в процессе которых с подростками проводились беседы о важности выстраивания конструктивного диалога со своим внутренним "Я".

Для проведения констатирующего и контрольного этапов исследования проведено анкетирование, в основу которого положены принципы критического мышления, разработанные Грудинской Б.Ю., Заир-Бек С.И., Муштавинской И. В

Опираясь па исследовательский опыт Н.Н. Богомоловой, И.Д. Фомичевой и В.Д. Повзун, нами была разработана комплексная диагностика, позволяющая отслеживать уровень сформированности культуры потребления телевизионной информации подростками, которая включает в себя оценку их способностей и навыков: к непосредственной и опосредованной коммуникации с авторами и зрителями; к творческой интерпретации содержания информации; к поиску причинно-следственных связей, построению логических выводов при анализе информации; к объективной оценки собственной аналитической деятельности и нравственно-эстетической деятельности телевизионных СМИ.

Ведущей методом в процессе формирующего этапа исследования было рефлексирующее (формирующее) анкетирование. Это количественно - качественный метод, предложенный исследователем В.И. Ильиным. Суть его заключается в том, что анкетирование разделено на три этапа: предварительный, основной, рефлексивный. Каждый из этих этапов позволяет собрать определённую информацию, которую исследователь качественно интерпретирует не только на основе собственного анализа, но и коллективной рефлексии участников анкетирования в форме эвристической беседы, которую проводит социальный педагог с аудиторией после каждого этапа исследования, используя прием "погружения" (от более простого суждения к более сложному). Уровень "погружения" - коллективной рефлексии - усложняется (углубляется) от этапа к этапу.

Кроме анкетирования в процессе всего исследования (т.е., соответственно, не констатирующем и контрольных этапах) так же активно использовался метод наблюдения, как способ изучения психических особенностей подростков на основе фиксаций их поведения.

Беседа, как форма коллективного рефлексирования, применялась в ходе эксперимента на постоянной основе в виде эвристической беседы, которая позволяла включить в активное интерактивное взаимодействие партнеров по общению.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Формирование базовых компетенций в технологии проблемного обучения
Руководитель образовательной программы «Школа 2100» академик А.А. Леонтьев считает креативный принцип обучения самым важным. Главным, но не единственным путём реализации креативного принципа является проблемное обучение, которое обеспечивает творческое усвоение знаний. В результате психолого-педаго ...

Агрохимия как наука и ее методы
Агрохимия, или, агрономическая химия - наука о взаимодействия растений, почвы и удобрений в процессе выращивания сельскохозяйственных культур, о круговороте веществ в земледелии и использовании удобрений в целях увеличения урожая, улучшения его качества и повышения плодородия почвы. Цель агрономиче ...

Возможности народной педагогики
Социализация личности – это поведение в быту, способность к творчеству восприятию культуры своего народа. Этнопедагогика, т.е. народная педагогика, способствует развитию личности, усваивающей социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные значения о воспитании и обучении дете ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru