Особенности подготовки кадров для профильного обучения в системе непрерывного педагогического образования

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Особенности подготовки кадров для профильного обучения в системе непрерывного педагогического образования

Страница 6

– вопросы преемственности профильной школы и вуза;

– разработка программ элективных курсов;

– работа по ИУП;

– психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения;

– особенности работы тьютора.

В перечне обозначенных содержательных потребностей вполне естественным кажется преобладание методических аспектов профильного обучения. Однако налицо противоречие между относительной удовлетворённостью директоров предметно-методической подготовкой педагогов и постоянно встречающимися в анкетах требованиями к повышению квалификации учителей по конкретным предметам, обозначенным в перечне федерального компонента БУП. При этом требования психологической подготовки встречаются значительно реже, хотя степень удовлетворённости данными аспектами профессиональной деятельности, напротив, ниже. Кроме того, лишь в единичных анкетах встречаются (или совсем не встречаются) указания на принципиально новые содержательные блоки педагогической подготовки, характерные для разрабатываемой модели профильной школы (деятельность тьютора, работа по ИУ, работа в сетевом сотрудничестве, методика работы с портфолио и т.д.). В значительной степени это говорит о непонимании большинством руководителей сущностной специфики профильного обучения, (оно отождествляется с простым "углублением") и свидетельствует о необходимости целевого повышения квалификации самих руководителей школ, вводящих профильное обучение.

Таким образом, с учётом запросов практики, в содержании подготовки кадров профильной школы могут быть особо выделены следующие направления:

– системный обзор задач, элементов и инновационных особенностей системы профильного обучения (в особенности для обучающихся по специализации "Администратор ресурсного центра профильного обучения");

– психолого-педагогические аспекты работы педагога профильной школы (учителя, классного руководителя, тьютора);

– особенности методики преподавания профильных и непрофильных курсов, их учебно-методического обеспечения;

– использование информационных технологий в системе профильного обучения.

Как показывает практика, в общем виде могут быть выделены следующие основные формы, методы и приёмы подготовки педагогов профильной школы:

– обязательное включение лектором в каждое занятие элементов новизны и поиска информации, проблемности, других "активных форм" слушания;

– практические занятия, деловые игры, решение ситуативных задач;

– проектная деятельность обучающихся, выполнение проектов совместно с учащимися профильной ступени, руководство проектной и научно-исследовательской деятельностью школьников;

– разработка студентами программно-методических материалов, которые помогут им в выработке технологий обучения, составлении элективных курсов;

– проведение производственной (педагогической) практики в школах с профильным обучением;

– метод экспериментирования как форма обучения;

– проведение выпускного экзамена в виде публичного (перед группой) отчета о деятельности в рамках эксперимента, проведённого во время практики или в форме защиты практико-ориентированного проекта по проблематике профильного обучения;

– выполнение магистерских (дипломных) работ, которые по своему содержанию отвечают задачам построения и совершенствования моделей профильного обучения, его содержания, форм и методов, а также различных аспектов сетевого взаимодействия школ;

– подготовка и публикация совместных сборников студентов, вузовских преподавателей и педагогов-практиков по проблематике профильного обучения.

В ходе мониторинга кадрового обеспечения профильного обучения были выявлены следующие формы повышения квалификации педагогов профильной школы, предпочитаемые их директорами (в порядке убывания частоты встречаемости):

– курсы, проблемные курсы, краткосрочные курсы;

– обмен опытом, семинары, практические семинары во время каникул;

– лекции;

– дистантные формы;

– взаимопосещение школ, сотрудничество ОУ

– лабораторный практикум по естественным наукам для учителей соответствующего профиля;

– тьюторская площадка.

Заметна преобладающая ориентация на традиционные формы. Формы, обозначенные директорами, вполне соответствуют предметно-методической и содержательной подготовке; отсутствующие же формы соответствуют организаторской и психологической подготовке педагогов, потребность в которой также не обозначена в анкетах. В перспективе преобладающими формами подготовки учителя к реализации профильного обучения в старшей школе должны стать так называемые личностно-ориентированные образовательные технологии, опирающиеся на следующие положения:

– признание студента (учителя) главной действующей фигурой образовательного процесса;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Проблема изучения и развития памяти в трудах педагогов и психологов
Данная проблема интересовала множество отечественных и зарубежных ученых с древних времён и до настоящего времени. Вопросами изучения и развития памяти занимались Г. Эббингауз, П. Жане, К. Леви, Т. Рибо, А. Н. Леонтьев, А. А. Смирнов и другие. Трудно сказать точно, где и когда появились первые цело ...

Основные положения Конвенции
Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п. В соответствии с этими принципами: 1. Ребенок имеет право на жизнь и ...

Психолого-педагогические основы применения технических средств при обучении химии
Требования наглядности в обучении были еще провозглашены Яном Амосом Коменским в «Великой дидактике»: «Пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, подлежащее вкусу – вкусом, д ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru