Особенности подготовки кадров для профильного обучения в системе непрерывного педагогического образования

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Особенности подготовки кадров для профильного обучения в системе непрерывного педагогического образования

Страница 6

– вопросы преемственности профильной школы и вуза;

– разработка программ элективных курсов;

– работа по ИУП;

– психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения;

– особенности работы тьютора.

В перечне обозначенных содержательных потребностей вполне естественным кажется преобладание методических аспектов профильного обучения. Однако налицо противоречие между относительной удовлетворённостью директоров предметно-методической подготовкой педагогов и постоянно встречающимися в анкетах требованиями к повышению квалификации учителей по конкретным предметам, обозначенным в перечне федерального компонента БУП. При этом требования психологической подготовки встречаются значительно реже, хотя степень удовлетворённости данными аспектами профессиональной деятельности, напротив, ниже. Кроме того, лишь в единичных анкетах встречаются (или совсем не встречаются) указания на принципиально новые содержательные блоки педагогической подготовки, характерные для разрабатываемой модели профильной школы (деятельность тьютора, работа по ИУ, работа в сетевом сотрудничестве, методика работы с портфолио и т.д.). В значительной степени это говорит о непонимании большинством руководителей сущностной специфики профильного обучения, (оно отождествляется с простым "углублением") и свидетельствует о необходимости целевого повышения квалификации самих руководителей школ, вводящих профильное обучение.

Таким образом, с учётом запросов практики, в содержании подготовки кадров профильной школы могут быть особо выделены следующие направления:

– системный обзор задач, элементов и инновационных особенностей системы профильного обучения (в особенности для обучающихся по специализации "Администратор ресурсного центра профильного обучения");

– психолого-педагогические аспекты работы педагога профильной школы (учителя, классного руководителя, тьютора);

– особенности методики преподавания профильных и непрофильных курсов, их учебно-методического обеспечения;

– использование информационных технологий в системе профильного обучения.

Как показывает практика, в общем виде могут быть выделены следующие основные формы, методы и приёмы подготовки педагогов профильной школы:

– обязательное включение лектором в каждое занятие элементов новизны и поиска информации, проблемности, других "активных форм" слушания;

– практические занятия, деловые игры, решение ситуативных задач;

– проектная деятельность обучающихся, выполнение проектов совместно с учащимися профильной ступени, руководство проектной и научно-исследовательской деятельностью школьников;

– разработка студентами программно-методических материалов, которые помогут им в выработке технологий обучения, составлении элективных курсов;

– проведение производственной (педагогической) практики в школах с профильным обучением;

– метод экспериментирования как форма обучения;

– проведение выпускного экзамена в виде публичного (перед группой) отчета о деятельности в рамках эксперимента, проведённого во время практики или в форме защиты практико-ориентированного проекта по проблематике профильного обучения;

– выполнение магистерских (дипломных) работ, которые по своему содержанию отвечают задачам построения и совершенствования моделей профильного обучения, его содержания, форм и методов, а также различных аспектов сетевого взаимодействия школ;

– подготовка и публикация совместных сборников студентов, вузовских преподавателей и педагогов-практиков по проблематике профильного обучения.

В ходе мониторинга кадрового обеспечения профильного обучения были выявлены следующие формы повышения квалификации педагогов профильной школы, предпочитаемые их директорами (в порядке убывания частоты встречаемости):

– курсы, проблемные курсы, краткосрочные курсы;

– обмен опытом, семинары, практические семинары во время каникул;

– лекции;

– дистантные формы;

– взаимопосещение школ, сотрудничество ОУ

– лабораторный практикум по естественным наукам для учителей соответствующего профиля;

– тьюторская площадка.

Заметна преобладающая ориентация на традиционные формы. Формы, обозначенные директорами, вполне соответствуют предметно-методической и содержательной подготовке; отсутствующие же формы соответствуют организаторской и психологической подготовке педагогов, потребность в которой также не обозначена в анкетах. В перспективе преобладающими формами подготовки учителя к реализации профильного обучения в старшей школе должны стать так называемые личностно-ориентированные образовательные технологии, опирающиеся на следующие положения:

– признание студента (учителя) главной действующей фигурой образовательного процесса;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи
Впервые научное объяснение такому отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И. Жаренковой, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой и другими) в ...

Мышление как познавательный психический процесс
В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами ...

Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда в процессе построения нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представ ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru