Особенности подготовки кадров для профильного обучения в системе непрерывного педагогического образования

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Особенности подготовки кадров для профильного обучения в системе непрерывного педагогического образования

Страница 5

На основе результатов Федерального эксперимента по введению ПО на старшей ступени общего образования (2003–2006 гг.) и мониторинга кадрового обеспечения ПО (2005 г.) была разработана совокупность принципов подготовки кадров профильного обучения.

Принцип методологического обеспечения. Научное обеспечение подготовки кадров профильного обучения не должно сводиться только к узким содержательным аспектам введения дополнительных спецкурсов. Оно должно быть построено на научно-методологической (общепедагогической, философской) базе.

Принцип комплексности предполагает единство и равнозначность трёх основных содержательных блоков подготовки: предметного, психолого-педагогического, организационного. Этот последний блок является относительно новым для подготовки педагога (ранее вопросы школоведения и управления школой рассматривались в административном ключе и воспринимались как второстепенные). Он должен быть нацелен на формирование организационной группы компетентностей педагога профильной школы, включая принципы составления ИУП и работы с ним, основы сетевого взаимодействия школ и др.

Принцип функциональной полноты предполагает функциональную подготовку кадров профильного обучения (независимо от конкретной специализации) к реализации всех основных инновационных компонентов реализуемой модели предпрофильной подготовки и профильного обучения: профильные и элективные курсы; индивидуальные учебные планы; оценивание успешности обучения на основе портфолио; тьюторское сопровождение; сетевое сотрудничество школ.

Принцип единства квалификации и компетенции предполагает, что подготовленные кадры профильного обучения должны обладать как повышенным уровнем реальной профессиональной компетенции, так и соответствующей квалификацией, обозначенной квалификационной категорией и соответствующим разрядом ЕТС. Выпускнику системы подготовки кадров профильного обучения, успешно сдавшему Государственный экзамен, присваивается 1-я квалификационная категория и 13-й разряд ЕТС, а при наличии только отличных оценок (включая педагогическую практику) – Высшая квалификационная категория и 14-й разряд ЕТС. После трёх лет работы в системе профильного обучения предполагается, что педагог должен получить право на получение Особой квалификационной категории и 15 разряда ЕТС.

Рассмотрим содержательные направления подготовки кадров для профильного обучения. Могут быть выделены три основных направления усиления и углубления подготовки учителя профильной школы относительно имеющегося содержания педагогического образования.

1. Специально-предметная подготовка. Учителя профильной школы должны знать не только современные трактовки основ преподаваемых наук, но и характер их трансформации в современных компетенциях. Это требует подготовки специалиста, владеющего образовательными технологиями, которые ориентируют учащихся в основах как научных знаний, так и востребованных современным обществом социально значимых практических умениях.

2. Психолого-педагогическая подготовка кадров профильной школы как в области знаний о психологии современных школьников, так и в области психологии своей профессиональной деятельности. Особое значение должно придаваться проектированию и реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся, работе с портфолио, тьюторской деятельности педагога (помощь и содействие детям в их учении, консультирование индивидуальной и групповой проектной и практической деятельности).

3. Общепедагогическая подготовка требует усиления блока знаний, умений и компетенций, связанного с педагогическими инновациями на уровнях идей, технологий, отдельных форм и методов работы.

Проведённый мониторинг кадрового обеспечения профильного обучения выявил ряд предпочтительных содержательных направлений для повышения квалификации педагогов профильной школы, обозначенных директорам школ (в порядке убывания частоты встречаемости в анкетах):

– использование новых, технологий обучения в профильной школе (информационные, интегрированная, разноуровневая и др.), дистантное обучение в профильной школе;

– предметная подготовка, "углублённое изучение предметов" для учителей гуманитарного цикла, естественнонаучного цикла, филологии, английского языка, математики, физики, информатики, естествознания, экономики, истории, обществознания и права, сельскохозяйственного труда и т.д.;

– особенности методики преподавания профильных и непрофильных предметов, элективных курсов;

– формирование ключевых компетенций, в том числе умений, необходимых для профессионального самоопределения;

– программное и учебно-методическое обеспечение профильных курсов;

– способы диагностики и оценивания результатов обучения в профильной школе;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Система К. Станиславского, её роль и значение в развитии театрального искусства
На рубеже ХIХ-ХХ веков театр стоял перед необходимостью решительных преобразований. Новые пути преддверии нового века возможности народа творческих сил представляли Станиславский, Немирович - Данченко, Чехов. Их сплочение привело к созданию нового театра. Возник он в 1898 году, в годы общественного ...

Динамика сформированности уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о социальной действительности
Для определения эффективности разработанной педагогической технологии воспитания у детей старшего дошкольного возраста средствами народного музыкального творчества был проведен контрольный эксперимент. Эксперимент проводился по методике констатирующего эксперимента. В данном эксперименте диагностир ...

Виды орнаментов, характерных для росписи в технике холодного батика
Не смотря на то, что Центральная Ява является одной из главных провинций Индонезии, дизайн батика зависит от региона (на Яве их 29), где он создается. Можно выделить несколько художественных элементов орнамента для повседневного, праздничного и традиционного батика в таких округах, как Джокьякарта, ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru