На основе результатов Федерального эксперимента по введению ПО на старшей ступени общего образования (2003–2006 гг.) и мониторинга кадрового обеспечения ПО (2005 г.) была разработана совокупность принципов подготовки кадров профильного обучения.
Принцип методологического обеспечения. Научное обеспечение подготовки кадров профильного обучения не должно сводиться только к узким содержательным аспектам введения дополнительных спецкурсов. Оно должно быть построено на научно-методологической (общепедагогической, философской) базе.
Принцип комплексности предполагает единство и равнозначность трёх основных содержательных блоков подготовки: предметного, психолого-педагогического, организационного. Этот последний блок является относительно новым для подготовки педагога (ранее вопросы школоведения и управления школой рассматривались в административном ключе и воспринимались как второстепенные). Он должен быть нацелен на формирование организационной группы компетентностей педагога профильной школы, включая принципы составления ИУП и работы с ним, основы сетевого взаимодействия школ и др.
Принцип функциональной полноты предполагает функциональную подготовку кадров профильного обучения (независимо от конкретной специализации) к реализации всех основных инновационных компонентов реализуемой модели предпрофильной подготовки и профильного обучения: профильные и элективные курсы; индивидуальные учебные планы; оценивание успешности обучения на основе портфолио; тьюторское сопровождение; сетевое сотрудничество школ.
Принцип единства квалификации и компетенции предполагает, что подготовленные кадры профильного обучения должны обладать как повышенным уровнем реальной профессиональной компетенции, так и соответствующей квалификацией, обозначенной квалификационной категорией и соответствующим разрядом ЕТС. Выпускнику системы подготовки кадров профильного обучения, успешно сдавшему Государственный экзамен, присваивается 1-я квалификационная категория и 13-й разряд ЕТС, а при наличии только отличных оценок (включая педагогическую практику) – Высшая квалификационная категория и 14-й разряд ЕТС. После трёх лет работы в системе профильного обучения предполагается, что педагог должен получить право на получение Особой квалификационной категории и 15 разряда ЕТС.
Рассмотрим содержательные направления подготовки кадров для профильного обучения. Могут быть выделены три основных направления усиления и углубления подготовки учителя профильной школы относительно имеющегося содержания педагогического образования.
1. Специально-предметная подготовка. Учителя профильной школы должны знать не только современные трактовки основ преподаваемых наук, но и характер их трансформации в современных компетенциях. Это требует подготовки специалиста, владеющего образовательными технологиями, которые ориентируют учащихся в основах как научных знаний, так и востребованных современным обществом социально значимых практических умениях.
2. Психолого-педагогическая подготовка кадров профильной школы как в области знаний о психологии современных школьников, так и в области психологии своей профессиональной деятельности. Особое значение должно придаваться проектированию и реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся, работе с портфолио, тьюторской деятельности педагога (помощь и содействие детям в их учении, консультирование индивидуальной и групповой проектной и практической деятельности).
3. Общепедагогическая подготовка требует усиления блока знаний, умений и компетенций, связанного с педагогическими инновациями на уровнях идей, технологий, отдельных форм и методов работы.
Проведённый мониторинг кадрового обеспечения профильного обучения выявил ряд предпочтительных содержательных направлений для повышения квалификации педагогов профильной школы, обозначенных директорам школ (в порядке убывания частоты встречаемости в анкетах):
– использование новых, технологий обучения в профильной школе (информационные, интегрированная, разноуровневая и др.), дистантное обучение в профильной школе;
– предметная подготовка, "углублённое изучение предметов" для учителей гуманитарного цикла, естественнонаучного цикла, филологии, английского языка, математики, физики, информатики, естествознания, экономики, истории, обществознания и права, сельскохозяйственного труда и т.д.;
– особенности методики преподавания профильных и непрофильных предметов, элективных курсов;
– формирование ключевых компетенций, в том числе умений, необходимых для профессионального самоопределения;
– программное и учебно-методическое обеспечение профильных курсов;
– способы диагностики и оценивания результатов обучения в профильной школе;
Полезная информация:
Воспитательная система: характеристика основных компонентов и этапов
развития
Появление в педагогике понятия «воспитательная система» обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке. Это понятие в настоящее время становится все более распространенным, и есть все основания считать, что в ближ ...
Профессиональные квалификации и образовательные цели
ПОО призвано служить подготовительной базой для занятости выпускников на рынке труда. На национальном уровне должен быть принят ряд решений общего плана, таких как: реформировать узкофункциональную систему подготовки в систему профессионального образования и обучения для более широкого спектра проф ...
Проблема целеполагания
Важной проблемой педагогики является научная разработка и обоснование целей воспитания. Способность постановки целей своей деятельности – врожденное качество человека. Цель – это один из элементов сознательной деятельности и поведения человека. Любая деятельность предполагает цель, мотив, средства ...