Особенности подготовки кадров для профильного обучения в системе непрерывного педагогического образования

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Особенности подготовки кадров для профильного обучения в системе непрерывного педагогического образования

Страница 1

Кадровое обеспечение в системе образования представляет собой управление кадровыми ресурсами, нацеленное на повышение профессионализма педагогических работников и, в конечном счёте, – на повышение педагогической и социальной эффективности образования. Проблема кадрового обеспечения любой отрасли, любой сферы деятельности на практике означает решение целого ряда организационных, информационных, научно-методических, материально-технических, финансово-экономических, социально-бытовых и иных вопросов.

Кадровое обеспечение введения ПО в субъектах Российской Федерации включает в себя следующие основные блоки (этапы):

– определение показателей подготовки (количественных, структурных, качественных) учительских кадров по региону;

– подготовка учительских кадров в региональной системе непрерывного педагогического образования;

– их выпуск и распределение;

– эффективное использование педагогических кадров путём обеспечения соответствующих условий.

В соответствии с "Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования" и документом "Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы", для ППП и ПО необходим учитель, имеющий собственные идеи, проявляющий интерес к разработке и реализации новых учебных программ, обладающий высоким интеллектуальным потенциалом и научной компетенцией. Педагог профильного обучения должен иметь хорошую методическую подготовку, владеть различными методами организации познавательной деятельности учащихся на уроке, проводить вместе с ними поисково-исследовательскую работу, укрепляющую их интерес к учебному предмету.

Учитель в профильных группах / классах – это организатор учебной, поисковой работы, наставник и консультант.

Как показали результаты Федерального эксперимента по введению ПО на старшей ступени общего образования, специфическими профессиональными задачами ПО для учителя (по специальности) являются:

– проектирование образовательного процесса, направленного на индивидуализацию обучения, усиление самостоятельного творческого начала в деятельности учеников, развитие исследовательской деятельности и социальной практики;

– формирование целей обучения во взаимосвязи с практикой профессиональной деятельности (по профилю);

– разработка и реализация элективных курсов в ППП и ПО;

– использование, дополнительно к традиционным формам, новых видов, форм, методов и средств определения динамики продвижения учащихся в учебном процессе, учитывающих индивидуальные особенности учащихся;

– введение интерактивных компонентов в обучении;

– применение методов и технологий обучения, формирующих практические навыки сбора и анализа информации, стимулирующих самостоятельную работу учащихся, закрепляющих опыт ответственного выбора и ответственной деятельности, способствующих самоорганизации школьников, становлению их ценностных ориентации;

– завершение самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования;

– разработка параметров отбора материалов в портфолио учащегося и критерии его оценивания;

– разработка примерного перечень работ по предмету, входящих в портфолио учащегося;

– помощь учащемуся в создании и наполнении портфолио;

– проектирование программы профессионального саморазвития учителя в контексте избранного профиля и на основе средств, доступных в системе ПО;

– содержательная и методическая подготовка и ведение дистанционных курсов ПО.

Изучение профессиональных затруднений педагогов показало, что успех профильного обучения в старшей школе зависит от готовности к качественным изменениям в своей профессиональной деятельности. К ним относятся:

1) освоение содержания предмета на профильном уровне;

2) повышение многообразия видов и форм деятельности на уроке и вне его (исследовательские и проектные работы учащихся, групповые и индивидуальные формы организации познавательной деятельности);

3) готовность к изменению системы оценивания знаний;

4) освоение методики организации элективных курсов;

5) понимание сущности компетентностного подхода в обучении.

Перечисленные моменты указывают на основные требования к выпускнику – учителю профильной школы, предъявляемые практикой.

В связи с этим на первом этапе введения ПО в регионах РФ должны проводить специалисты высокого уровня – учителя первой и высшей категорий, закончившие курсы повышения квалификации по реализации ПО на старшей ступени общего образования и получившие соответствующий сертификат. На следующем этапе потребуется организация целевой подготовки кадров ПО в вузах (квалификация "учитель профильного обучения" (по специальностям)), что потребует своего отражения в Государственном стандарте высшего профессионального образования по педагогическим специальностям и направлениям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Влияние оценки на эмоциональное состояние старшеклассников
В старшем школьном возрасте связь между учебными и профессиональными интересами становится постоянной и прочной. Выбор профессии в этом возрасте имеет важнейшее значение для формирования интереса к учебным предметам. Более того выбор профессии оказывает влияние не только на возникновение интереса к ...

Работа социального педагога по формированию ученического коллектива
Проблема формирования и развития коллектива - одна из важнейших проблем современной педагогики. Обусловленный определенными взаимоотношениями, уровнем сознательности и морального воспитания коллектив является важным фактором и средством воспитания, развития и формирования личности человека. Наличие ...

Теоретические и эмпирические методы исследований
Метод научного исследования – это способ познания объективной действительности. Способ представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций. В зависимости от содержания изучаемых объектов различают методы естествознания и методы социально-гуманитарного исследования. Методы ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru