Модели введения и распространения профильного обучения

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Модели введения и распространения профильного обучения

Страница 1

Для данного исследования были выбраны в качестве базовых следующие концептуальные положения, содержащиеся в указанных работах:

– управление образованием на любом уровне является системным, многофакторным процессом, требующим учёта как внутренней (в рамках образовательной системы), так и внешней (социально-экономической) ситуации;

– в управлении образовательной системой следует выделять две подсистемы, требующие различных управленческих подходов: управление функционированием и управление развитием данной системы (при этом введение ППП и ПО относится к управлению развитием образовательной системы);

– наиболее эффективным и современным подходом к организации управления образовательной системой является управление по результатам;

– оптимальным инструментом управления образовательной системой в современных условиях является целевая программа.

Некоторым аспектам управления образовательными системами, связанными с введением ППП и ПО, посвящены работы Т.П. Афанасьевой [34], Н.В. Немовой [323], И.Д. Чечель [594]. Однако явная недостаточность такого рода исследований в сочетании со специфичностью и комплексностью самого феномена управления введением ППП и ПО потребовали разработки дополнительных исследований в данной области (А.М. Моисеев, С.С. Кравцов).

Прежде всего потребовалось уточнить содержание управленческих терминов "введение" и "распространение" применительно к ПО. Введение профильного обучения – система мер и мероприятий, направленных на создание в системе образования того или иного масштаба первичных прецедентов практики ПО. Распространение профильного обучения – система мер и мероприятий, направленных на расширение в рамках данной системы образования имеющейся практики ППП и ПО, вплоть до полного охвата ею всех общеобразовательных учреждений системы, имеющих старшую ступень обучения.

На федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления можно говорить как о введении, так и о распространении ПО; на школьном уровне – только о его введении.

Использующийся в различных документах термин "переход на профильное обучение" следует считать синонимом термина "введение и распространение профильного обучения". В ряде случаев, наряду с термином "введение профильного обучения", используется термин "широкомасштабное введение профильного обучения" [481]; этот последний следует считать синонимом термина "распространение профильного обучения".

Анализ практики 10 экспериментальных регионов по введению ППП и ПО показал, что основная сложность процесса введения профильного обучения заключается в новизне организационно-педагогического подхода, предложенного в "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования", и в невозможности использовать в данном случае наработки в области "углублённого обучения", имеющиеся в практике отечественных школ с конца 1960-х гг., как (в большинстве случаев) и другой имеющийся опыт, не связанный с организационным уровнем индивидуализации обучения, сетевым сотрудничеством и компетентностным подходом в общем образовании. Введение ПО в его современном понимании сопряжено с привлечением принципиально новых ресурсов и образовательных технологий в систему образования (региональную, муниципальную, локальную). В этом сложность процесса введения ПО. Однако этот процесс облегчается тем, что, вводя ПО, можно опираться на несколько наиболее "сильных" и (или) инициативных районов, отдельных школ, обладающих достаточным кадровым потенциалом и другими ресурсами, а также сосредоточить ресурс "управленческого внимания" на этом небольшом числе образовательных учреждений.

Основная сложность процесса распространения ПО в том, что, напротив, требуется организация перехода на новые формы организации обучения всех, в том числе и "слабых", ресурсно необеспеченных, недостаточно готовых к этому школ. Кроме того, сама массовость процесса распространения неизбежно сказывается негативно на качестве результата. Однако процесс распространения, по сравнению с процессом введения, облегчен наличием уже имеющихся в регионе или районе первичных прецедентов соответствующей образовательной практики, т.е. опыта, на который можно опереться, подготовленных документов, специалистов, алгоритмов деятельности и т.д.

Как определено ведущими стратегическим документами в области введения ППП и ПО, после завершения эксперимента будет осуществляться повсеместный, охватывающий все субъекты РФ, и более массовый переход к введению ПО на старшей ступени общеобразовательной школы. При этом, как уже отмечалось в п. 3.1., в разных регионах переход на ПО должен проходить по мере готовности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Утомление при физической и умственной работе. Восстановление
Любая мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями, спортом повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии, что положительным образом сказывается на умственной и физической работоспособности ...

Основные теории мотивации к обучению
Изучением мотивации занимались многие психологи, поэтому в современной психологической науке представлены самые разнообразные ее толкования. Так, А.К. Маркова под мотивами учения понимает направленность ученика на разные стороны учебной деятельности. Соответственно мотивы могут быть познавательными ...

Методика изучения объемов фигур в курсе геометрии средней школы
В изучении темы «Объемы тел» в курсе стереометрии прослеживается аналогия с темой «Площади фигур» и распределение учебного материала такое: простое тело – объем тела как величина – объем прямоугольного параллелепипеда – объем треугольной призмы – объем призмы – тела, имеющие равные объемы – объем п ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru