Модели введения и распространения профильного обучения

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Модели введения и распространения профильного обучения

Страница 1

Для данного исследования были выбраны в качестве базовых следующие концептуальные положения, содержащиеся в указанных работах:

– управление образованием на любом уровне является системным, многофакторным процессом, требующим учёта как внутренней (в рамках образовательной системы), так и внешней (социально-экономической) ситуации;

– в управлении образовательной системой следует выделять две подсистемы, требующие различных управленческих подходов: управление функционированием и управление развитием данной системы (при этом введение ППП и ПО относится к управлению развитием образовательной системы);

– наиболее эффективным и современным подходом к организации управления образовательной системой является управление по результатам;

– оптимальным инструментом управления образовательной системой в современных условиях является целевая программа.

Некоторым аспектам управления образовательными системами, связанными с введением ППП и ПО, посвящены работы Т.П. Афанасьевой [34], Н.В. Немовой [323], И.Д. Чечель [594]. Однако явная недостаточность такого рода исследований в сочетании со специфичностью и комплексностью самого феномена управления введением ППП и ПО потребовали разработки дополнительных исследований в данной области (А.М. Моисеев, С.С. Кравцов).

Прежде всего потребовалось уточнить содержание управленческих терминов "введение" и "распространение" применительно к ПО. Введение профильного обучения – система мер и мероприятий, направленных на создание в системе образования того или иного масштаба первичных прецедентов практики ПО. Распространение профильного обучения – система мер и мероприятий, направленных на расширение в рамках данной системы образования имеющейся практики ППП и ПО, вплоть до полного охвата ею всех общеобразовательных учреждений системы, имеющих старшую ступень обучения.

На федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления можно говорить как о введении, так и о распространении ПО; на школьном уровне – только о его введении.

Использующийся в различных документах термин "переход на профильное обучение" следует считать синонимом термина "введение и распространение профильного обучения". В ряде случаев, наряду с термином "введение профильного обучения", используется термин "широкомасштабное введение профильного обучения" [481]; этот последний следует считать синонимом термина "распространение профильного обучения".

Анализ практики 10 экспериментальных регионов по введению ППП и ПО показал, что основная сложность процесса введения профильного обучения заключается в новизне организационно-педагогического подхода, предложенного в "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования", и в невозможности использовать в данном случае наработки в области "углублённого обучения", имеющиеся в практике отечественных школ с конца 1960-х гг., как (в большинстве случаев) и другой имеющийся опыт, не связанный с организационным уровнем индивидуализации обучения, сетевым сотрудничеством и компетентностным подходом в общем образовании. Введение ПО в его современном понимании сопряжено с привлечением принципиально новых ресурсов и образовательных технологий в систему образования (региональную, муниципальную, локальную). В этом сложность процесса введения ПО. Однако этот процесс облегчается тем, что, вводя ПО, можно опираться на несколько наиболее "сильных" и (или) инициативных районов, отдельных школ, обладающих достаточным кадровым потенциалом и другими ресурсами, а также сосредоточить ресурс "управленческого внимания" на этом небольшом числе образовательных учреждений.

Основная сложность процесса распространения ПО в том, что, напротив, требуется организация перехода на новые формы организации обучения всех, в том числе и "слабых", ресурсно необеспеченных, недостаточно готовых к этому школ. Кроме того, сама массовость процесса распространения неизбежно сказывается негативно на качестве результата. Однако процесс распространения, по сравнению с процессом введения, облегчен наличием уже имеющихся в регионе или районе первичных прецедентов соответствующей образовательной практики, т.е. опыта, на который можно опереться, подготовленных документов, специалистов, алгоритмов деятельности и т.д.

Как определено ведущими стратегическим документами в области введения ППП и ПО, после завершения эксперимента будет осуществляться повсеместный, охватывающий все субъекты РФ, и более массовый переход к введению ПО на старшей ступени общеобразовательной школы. При этом, как уже отмечалось в п. 3.1., в разных регионах переход на ПО должен проходить по мере готовности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Закономерности педагогического процесса
Педагогическая наука открывает, устанавливает закономерности и на их основе формулирует принципы. Закономерности дают знание о том, как протекают процессы; принципы дают знание о том, как строить процесс, направляют педагогическую деятельность. Закономерности педагогического процесса – это объектив ...

Факторы роста педагогического мастерства в процессе методической поддержки на примере учителя начальных классов лицея №5 г. Губкин Л.В. Прасоловой
Педагогическое мастерство учителя оценивается учениками на протяжении всех лет обучения, но наиболее важен он в начальной школе, когда ребенок наиболее активно познает мир и окружающих его людей, когда в силу своих психологических возрастных особенностей он наиболее доверчив и восприимчив. В формир ...

Возрастные особенности младшего школьника
Физиологические особенности В младшем школьном возрасте ребенок впервые осознает отношение между ним и окружающими, начинает разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, т.е. в этом возрасте формирование личности вступает в сознательную фазу. ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru