Модели введения и распространения профильного обучения

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Модели введения и распространения профильного обучения

Страница 2

Это означает, что решения о сроках и темпах перехода на ПО, о выборе приоритетов и последовательности решения главных задач перехода, о желаемых уровнях охвата обучающихся на старшей ступени школы ПО, а также о конкретных региональных моделях организации ПО и моделях перехода к нему будут приниматься на уровне субъектов РФ. Управление введением и распространением ПО на федеральном уровне, таким образом, сводится к его нормативно-правовому обеспечению.

В любом случае процессы введения и распространения ПО должны быть эффективно управляемыми, условием чего является осознанный и целенаправленный выбор определённой модели введения и распространения ПО. В зависимости от того, какой у имеющийся опыт ПО, национально-культурные традиции управления, степень активности и т.д., та или иная вариативная модель введения и распространения ПО оказывается более или менее эффективной. При этом наблюдается следующая закономерность: чем выше внутренняя целостность типа управления, т.е., чем в большей степени действия регионального или муниципального органа управления образованием соответствуют какой-либо одной модели введения и распространения ПО, тем менее противоречивым является такое управление и, следовательно, тем выше его эффективность.

Нами выделены три основные модели введения и распространения ПО. В основу выделения того или иного типа модели положено то или иное соотношение двух наиболее существенных особенностей региональной (муниципальной) системы образования, которые необходимо учитывать в процессе введения и распространения ПО. Эти особенности таковы:

1) допустимая степень автономности действий объекта управления – более низкого уровня в иерархии управления образованием (муниципальных органов управления образованием – относительно регионального органа управления образованием; отдельных школ – относительно муниципального органа управления образованием);

2) предполагаемая степень активности и инициативности объекта управления.

По первому существенному критерию мы можем, таким образом, определить тяготение объектов управления по оси "автономность – кооперация"; по второму критерию – по оси "инициативность – пассивность". В результате возникают четыре полярных типа ситуации, предполагающих различные сочетания полюсов из двух указанных выше пар: "автономность + инициативность", "автономность + пассивность", "кооперация + инициативность", "кооперация + пассивность". Различным сочетаниям соответствует определённая модель введения и распространения ППП и ПО:

1. Высокая степень автономности объекта управления и высокая степень его инициативности – проектная модель введения и распространения ППП и ПО ("прорастание").

2. Высокая степень кооперации объекта управления и высокая степень его инициативности – программно-целевая модель введения и распространения ППП и ПО ("взращивание").

3. Низкая степень активности объекта управления в сочетании с любой степенью автономности/кооперации – модель "прямого управления" введения и распространения ППП и ПО ("вкладывание").

Сказанное может быть проиллюстрировано с помощью схемы 1.

Схема 1 Модели введения и распространения профильного обучения

Характеристики модели "прямого управления" были рассмотрены ранее, в п. 3.1. Обозначим особенности двух других моделей.

Программно-целевая модель предполагает в качестве главного и единственного механизма управления процессами введения и распространения предпрофильной подготовки и профильного обучения использовать целевую программу.

Под целевой программой понимается нормативная модель процесса, определяющая: исходное состояние системы, образ желаемого будущего, состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему, направленную на выполнение чётко обозначенной цели и получение конкретного результата (изменения) в заданный промежуток времени с использованием ограниченных финансовых и других ресурсов. В отличие от концепции, содержащей идею, замысел развития и стратегии, задающей направление, программа содержит практические меры, направленные на достижение цели. Целевая программа является достаточно гибким универсальным механизмом, чтобы использоваться в различных региональных ситуациях.

Управление программой – особая деятельность, предназначенная для обеспечения целенаправленности и организованности совместной деятельности участников выполнения программы, а в конечном счёте для обеспечения достижения общих целей при разумных затратах времени, усилий, ресурсов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

“Погружение” как модель интенсивного обучения с применением суггестивного воздействия
Подробное описание “погружения” мы находим у Р.М.Грановской. Под “погружением” она понимает “активный метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры”, причем под понятиями “погружение” и “суггестопедия” она ставит знак равенства. Она отмечает, что в отличие от других методов обучения, в ос ...

Русская песенная культура Поволжья
Процесс генезиса, развития и окончательного сложения Поволжского региона явился результатом сложного взаимодействия разновременных этнических и культурных потоков различного происхождения, в том числе племен финно-угорских, тюркских, монгольских, германских и славянских. Отметим здесь процессы конс ...

Организация обучения в школе
Школа в Японии делится на три ступени: 1. Начальная школа (1-6 классы) - сёгакко, 2. Средняя школа (7-9 классы) - тюгакко, 3. Старшая школа (10-12 классы) - котогакко. Нумерация классов не сквозная, как в России, а внутренняя - "первый класс начальной школы", "второй класс средней шк ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru