Модели введения и распространения профильного обучения

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Модели введения и распространения профильного обучения

Страница 2

Это означает, что решения о сроках и темпах перехода на ПО, о выборе приоритетов и последовательности решения главных задач перехода, о желаемых уровнях охвата обучающихся на старшей ступени школы ПО, а также о конкретных региональных моделях организации ПО и моделях перехода к нему будут приниматься на уровне субъектов РФ. Управление введением и распространением ПО на федеральном уровне, таким образом, сводится к его нормативно-правовому обеспечению.

В любом случае процессы введения и распространения ПО должны быть эффективно управляемыми, условием чего является осознанный и целенаправленный выбор определённой модели введения и распространения ПО. В зависимости от того, какой у имеющийся опыт ПО, национально-культурные традиции управления, степень активности и т.д., та или иная вариативная модель введения и распространения ПО оказывается более или менее эффективной. При этом наблюдается следующая закономерность: чем выше внутренняя целостность типа управления, т.е., чем в большей степени действия регионального или муниципального органа управления образованием соответствуют какой-либо одной модели введения и распространения ПО, тем менее противоречивым является такое управление и, следовательно, тем выше его эффективность.

Нами выделены три основные модели введения и распространения ПО. В основу выделения того или иного типа модели положено то или иное соотношение двух наиболее существенных особенностей региональной (муниципальной) системы образования, которые необходимо учитывать в процессе введения и распространения ПО. Эти особенности таковы:

1) допустимая степень автономности действий объекта управления – более низкого уровня в иерархии управления образованием (муниципальных органов управления образованием – относительно регионального органа управления образованием; отдельных школ – относительно муниципального органа управления образованием);

2) предполагаемая степень активности и инициативности объекта управления.

По первому существенному критерию мы можем, таким образом, определить тяготение объектов управления по оси "автономность – кооперация"; по второму критерию – по оси "инициативность – пассивность". В результате возникают четыре полярных типа ситуации, предполагающих различные сочетания полюсов из двух указанных выше пар: "автономность + инициативность", "автономность + пассивность", "кооперация + инициативность", "кооперация + пассивность". Различным сочетаниям соответствует определённая модель введения и распространения ППП и ПО:

1. Высокая степень автономности объекта управления и высокая степень его инициативности – проектная модель введения и распространения ППП и ПО ("прорастание").

2. Высокая степень кооперации объекта управления и высокая степень его инициативности – программно-целевая модель введения и распространения ППП и ПО ("взращивание").

3. Низкая степень активности объекта управления в сочетании с любой степенью автономности/кооперации – модель "прямого управления" введения и распространения ППП и ПО ("вкладывание").

Сказанное может быть проиллюстрировано с помощью схемы 1.

Схема 1 Модели введения и распространения профильного обучения

Характеристики модели "прямого управления" были рассмотрены ранее, в п. 3.1. Обозначим особенности двух других моделей.

Программно-целевая модель предполагает в качестве главного и единственного механизма управления процессами введения и распространения предпрофильной подготовки и профильного обучения использовать целевую программу.

Под целевой программой понимается нормативная модель процесса, определяющая: исходное состояние системы, образ желаемого будущего, состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему, направленную на выполнение чётко обозначенной цели и получение конкретного результата (изменения) в заданный промежуток времени с использованием ограниченных финансовых и других ресурсов. В отличие от концепции, содержащей идею, замысел развития и стратегии, задающей направление, программа содержит практические меры, направленные на достижение цели. Целевая программа является достаточно гибким универсальным механизмом, чтобы использоваться в различных региональных ситуациях.

Управление программой – особая деятельность, предназначенная для обеспечения целенаправленности и организованности совместной деятельности участников выполнения программы, а в конечном счёте для обеспечения достижения общих целей при разумных затратах времени, усилий, ресурсов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Методическая деятельность классного руководителя
В обязанность классного руководителя входит ведение следующей документации: классного журнала, личных дел учащихся, составление планов внеклассной воспитательной работы. Что касается классного журнала и личных дел, то здесь особых сложностей нет. Классному руководителю необходимо следить за аккурат ...

Влияние оценки на эмоциональное состояние старшеклассников
В старшем школьном возрасте связь между учебными и профессиональными интересами становится постоянной и прочной. Выбор профессии в этом возрасте имеет важнейшее значение для формирования интереса к учебным предметам. Более того выбор профессии оказывает влияние не только на возникновение интереса к ...

Опыт учителей по развитию самоконтроля в учебной деятельности младших школьников
А. «Разноцветные поправки» Для инициации у школьников потребности в СК, осознания его роли в течение всего периода обучения мы использовали приемы «по собственной инициативе» и «разноцветные поправки» (А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов). Суть последней состоит в том, что учащимся после выполнени ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru