Модели введения и распространения профильного обучения

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Модели введения и распространения профильного обучения

Страница 4

Программа введения и распространения ПО в регионе РФ или муниципальном образовании носит среднесрочный характер, и ее действие может быть рассчитано на 3–4 года. При этом предполагается, что при утверждении программы описывается общая схема ее реализации, но конкретный план мер, действий и мероприятий и план-график перехода на ПО подробно прописываются на очередной год.

В рамках программно-целевой модели введения и распространения профильного обучения программа – документ прямого действия. От документов концептуально-доктринального характера такая программа отличается наличием описания четко и детально спланированных действий (мероприятий), сроков их осуществления, ответственных исполнителей и необходимых ресурсов.

В то же время программа не сводится только к плану действий и мероприятий. Выступая в качестве особой разновидности плана, программа отличается от традиционного плана мероприятий опорой на системные, проектные, программно-целевые и стратегические подходы к планированию, наличием (в кратком изложении) информационно-аналитического и прогностического обоснования, определением и описанием главных параметров желаемого будущего (целей перехода) и путей перехода к этому будущему от нынешнего состояния.

Предмет программы – массовый переход на ПО старшей ступени общего образования – обладает следующими важными характеристиками, которые необходимо учитывать при разработке и принятии региональных муниципальных программ.

Во-первых, введение и распространение ПО – это не частное и локальное, а масштабное, комплексное, системное и весьма радикальное нововведение в общем образовании, объективно вносящее кардинальные изменения не только в содержание, организацию и технологию учебного процесса, но и в институциональное построение школы, ресурсное (кадровое, программно-методическое, нормативно-правовое) обеспечение образования и управление образовательными и иными процессами в школе и на более высоких уровнях системы образования. В связи с этим мониторинг введения ПО должен рассматриваться как широкий и комплексный процесс, учитывающий множество взаимосвязанных и взаимозависимых изменений в системе образования. Кроме того, введение ПО наиболее целесообразно рассматривать в контексте общих социально-экономических процессов, происходящих в субъекте федерации, а саму программу введения и распространения профильного обучения – увязывать с программами развития образования региона и с более широкими социально-экономическими программами.

Так, в Новгородской области в качестве основополагающих компонентов программно-целевого механизма управления введением ППП и ПО рассматриваются:

1) система критериальной оценки деятельности муниципальных управлений образованием (54 критерия), позволяющей констатировать достижение результата по конкретному показателю, определять рейтинг муниципальных территорий, последовательно контролировать все происходящие в муниципальных системах образования изменения;

2) включение введения профильного обучения в Концепцию социально-экономического развития области.

Во-вторых, рассматриваемое нововведение, как показывают социологические опросы, на данный момент достаточно популярно как у школьников и их родителей, так и в профессиональной образовательной среде, что выгодно отличает его от других реализуемых сегодня образовательных нововведений, вызывающих часто серьезные противодействия со стороны разных групп участников образовательного процесса и общественности. Это создает новые возможности для консолидации вокруг разрабатываемых региональных программ дополнительных общественных ресурсов поддержки образования.

В-третьих, введение и распространение ПО тесно связанно с другими реализуемыми и перспективными составляющими стратегии модернизации образования, прежде всего – с изменениями в системе государственной (итоговой) аттестации учащихся и созданием Общероссийской системы оценки качества образования, реструктуризацией сети сельских и городских школ, с введением новой системы оплаты труда в образовании.

В-четвёртых, распространение ПО начинается в условиях становления системы программно-методического, ресурсного и кадрового обеспечения.

Перечисленные моменты определяют следующие особенности самих региональных / муниципальных программ и подхода к их разработке.

1. Инновационный характер программы, опора при ее разработке на опыт и традиции разработки программ развития.

2. Связь программ введения и распространения ПО с региональными муниципальными программами развития образования и программами реализации крупных нововведений в образовании.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Полезная информация:

Наблюдения и опыты, межпредметные связи при обучении географии
Организация наблюдений и практических работ на местности – особенность обучения географии, необходимое условие, при котором учитель управляет процессом восприятия учащимися окружающего мира. Школьники при этом обогащают свой жизненный опыт; у них формируется конкретно-образное, а затем и абстрактно ...

Деятельность социального педагога по формированию толерантности в социальном приюте у младших школьников
Воспитание толерантности у младших школьников представляет собой целенаправленный, планомерно организованный социальным педагогом процесс формирования у детей толерантности. Ребенок, поступая в школу, входит в мир человеческих отношений, и его позитивная социализация является необходимым основанием ...

Развитие самосознания и самооценки в юношеском возрасте
Самосознание – способность человека выделить себя из окружающей среды и определить в ней свое отношение. Самосознание лежит в основе самооценки, так как на определённой ступени развития самосознание становиться самооценкой . Существуют несколько трактовок понятия самооценки. Дадим некоторые из них. ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru