Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи и фонематического слуха дошкольников

Образование и воспитание » Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи и фонематического слуха дошкольников

Речевая деятельность как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Поэтому речевое развитие нужно начинать уже с младшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В этом возрасте у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь, а так же происходит формирование основных качеств личности.

Погружные насосы грундфос

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.

«Театрализованная деятельность дошкольников», как понятие, законодательно закрепляется в Государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Замена термина «театрально – игровая деятельность дошкольников» обусловлена дальнейшим развитием психолого-педагогической науки, сменой парадигмы современного образования.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи.

Актуальность нашего исследования мы видим в том, что театрализованная игра помогает решить одну из важнейших задач – развитие речи так, как в процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Вместе с тем ныне в дошкольным учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно.

Объект исследования – театрализовано-игровая деятельность как средство развития и совершенствования речи, формирования фонематического слуха.

Предмет исследования- условия формирования фонематического слуха и развития речи в процессе театрализовано-игровой деятельности.

На основе сделанных выводов мы определили цель исследования – отобрать наиболее эффективные виды использования театрально-игровой деятельности для развития речи и формирования фонематического слуха дошкольников.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Определить основные направления исследования и выявить наиболее эффективные виды использования театрализовано-игровой деятельности в образовательном процессе ДОУ.

3. Сформулировать ведущие условия, обеспечив эффект в использовании театрализовано-игровой деятельности для развития речи и формирования фонематического слуха дошкольников.

Гипотеза: подбор различных видов театрализовано – игровой деятельности положительно влияет на развитие речи и формирование фонематического слуха дошкольников если:

Воспитатель понимает необходимость использования театрализовано – игровой деятельности как средства развития речи.

Отбираются эффективные приемы использования театрализовано – игровой деятельности для развития речи.

Театрализовано-игровая деятельность как средство развития речи будет использоваться осознано и систематически.

Методологическую основу нашего исследования составляет положение о развитии речи у дошкольников (М.М. Алекссева, В.И. Яшина, Г.А. Фомичёва, Л.П. Федоренко и др.), а также положение по вопросам развития речи детей в процессе театрализованной игровой деятельности (И. Ярославцева, С.Н. Томчикова, Н.С. Карпинская и др.).

При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались такие методы, как: анализ психолого-педагогической литературы, комплексный метод диагностики развития речи, наблюдение, эксперимент, анализ полученных данных, обобщение.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что её результаты позволяют расширить и углубить представления об положительном влиянии театрализовано-игровой деятельности на развитие речи у детей дошкольного возраста.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанный в исследовании цикл занятий и методические рекомендации по развитию связной речи средствами театрализовано-игровой деятельности могут быть использованы в практической деятельности воспитателей для оптимизации процесса развития речи детей дошкольного возраста.

Новизна исследования сформулирована в том, что для активизации речевого развития, особенно на начальном этапе, используются различные виды деятельности: развитие мимики, обучение жестам, развитие пантомимики, игры на развитие речевого дыхания; артикуляционной моторики, фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки; задания для совершенствования грамматического строя речи, диалогической и монологической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Полезная информация:

Влияние оценки на эмоциональное состояние учащихся
Все стороны учебного труда школьников сопровождается теми или иными эмоциями. Выделяют следующие особенности эмоционального климата, необходимые для создания и поддержания мотивации учения: положительные эмоции, связанные со школой в целом и пребыванием в ней. Они являются следствием умелой и слаже ...

Проблема красных чернил
Психологическое воздействие красных чернил на детей, особенно раннего возраста, враждебное. Лучше вообще ими не пользоваться, особенно в младших классах. Заменить на зеленые или вообще не использовать никаких. Проблема воспитания мысли. Логическое мышление - мощное оружие. И поэтому важно, в каких ...

Материалы к электронному пособию для учителя
Далее рассмотрим планы к урокам по теме векторы. Также в них будут представлены слайды по теме и приведены примерные задания к урокам. Интегрирующие цели: Знать определение вектора, определения коллинеарных, сонаправленных и противоположно направленных векторов, равных векторов, определение и свойс ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru