Психолого-педагогические основы использования театрализованной деятельности в развитии речи и фонематического слуха

Образование и воспитание » Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи и фонематического слуха дошкольников » Психолого-педагогические основы использования театрализованной деятельности в развитии речи и фонематического слуха

Страница 1

Театрализованная деятельность дошкольников» – достаточно новое педагогическое понятие, которое имеет длительную историю своего становления.

В конце XVIII – начале XIX веков, под влиянием Запада, в быт дворянской семьи входит домашний театр, который приобщает ребенка к театральному искусству. А профессиональные (постоянные) театры для детей организуются в нашей стране с 1918 г. открывается первый стационарный детский театр Моссовета, возглавляемый Н.И. Сац, где первоначально показывают лишь кукольные и балетные представления.

В детских дошкольных учреждениях начинают широко использовать новые виды театров (театр картинок, театр игрушек, театр петрушек, теневой театр) как для показа детям, так и для самостоятельного разыгрывания детьми.

В педагогическую науку и практику вводятся новые понятия «театрально-игровая деятельность» и «театрализованная игра». Они получают следующие определения: «театрально-игровая деятельность дошкольников» – это «понятие обобщенное, в котором объединены разного рода представления: настольный, пальчиковый, теневой театры, разного рода представления на ширме, игры-драматизации», а «театрализованные игры» – это «игры-представления, где в лицах разыгрываются определенные литературные представления и с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, воссоздаются конкретные образы».

С развитием системы общественного дошкольного воспитания театр начинает входить в жизнь детских садов. Дети сами начинают в образе действующего лица начинают исполнять взятую на себя роль. В работах Д.В. Менджерицкой, В.Г. Ширяевой, Н.А. Ветлугиной, Н.С. Карпинской, Л.С. Фурминой и др., раскрываются взгляды на значение игры-драматизации в воспитательном процессе детского сада, что закладывает фундамент дальнейшего изучения творческого воображения дошкольников в театрализованной деятельности. В педагогической науке разыгрывание дошкольниками сказок и рассказов получает название драматизации и игры-драматизации. В ДОУ начинают широко использоваться новые виды театров (театр картинок, театр игрушек, театр петрушек, теневой театр) как для показа детям, так и для самостоятельного разыгрывания детьми, публикуются статьи из опыта работы, выходят в свет пособия Т.Н. и Ю.Г. Караманенко «кукольный театр дошкольникам» (1960) и Г.В. Генова «Театр для малышей» (1968). Кроме того, в педагогическую науку и практику вводятся новые понятия: «театрально-игровая деятельность» и «театрализованная игра». Данные понятия получают следующие определения: «театрально-игровая деятельность дошкольников» – это понятие обобщенное, в котором объединены разного рода представления: настольный, пальчиковый, теневой театры, разного рода представления на ширме, игры – драматизации, а «театрализованные игры» – это «игры – представления, где в лицах разыгрываются определенные литературные произведения и с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, воссоздаются конкретные образы».

Гуманизация всех сфер жизнедеятельности человека в 90-х годах ХХ века делает актуальной проблему развития творческого воображения личности, которое, как нами указывалось ранее, возможно только в процессе активной деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин), в том числе и в театрализованной. В данный период на страницах периодической печати публикуются статьи из опыта работы с детьми по театрализованной деятельности.

Учеными разработана классификация театрализованных игр, используемых в работе с дошкольниками. Изучение публикаций показывает, что на сегодняшний день нет единой классификации театрализованных игр и позволяет выделить четыре подхода к ее осуществлению.

Л.С. Фурмина разделяет театрализованные игры, исходя из специфики действующего лица на предметные, подразделяемые на настольный театр и на театр на ширме, где, по ее мнению, действующими лицами являются определенные предметы (игрушки, куклы, фигурки, куклы бибабо и т.д.), которые дети передвигают и произносят за них слова, т.е. игры в кукольный театр, и непредметные, к которым автор относит драматизацию, в которой «дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль». Настольный театр автор подразделяет на театр с объемным материалом (театр игрушки), в котором дети разыгрывают представление с игрушками и театр с плоскостным материалом (плоскостной театр), в котором дети разыгрывают представление. Театр на ширме делится на театр с объемным материалом (перчаточные куклы) и на театр с плоскостным материалом (фигурки на палочках, теневой театр).

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Индивидуальная помощь
Характер индивидуальной помощи. Индивидуальная помощь человеку в воспитательной организации становится необходимой и должна оказываться тогда, когда у него возникают проблемы в решении возрастных задач и при столкновениях с опасностями возраста. Более или менее успешное решение возрастных задач, из ...

Расчет учебной успешности студентов КузГПА факультета иностранных языков по дисциплине «Английский язык»
Расчет учебной успешности студентов КузГПА факультета иностранных языков по дисциплине «Английский язык» на наш взгляд, должен вестись по рейтинговому модулю оценки учебной успешности учащихся, включающим в себя успеваемость по предмету. Успеваемость - качественная характеристика, отражающая степен ...

Физические и психологические проявления адаптации к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста
При поступлении ребенка в школу происходит изменение его картины мира. Он сталкивается с новыми ситуациями и ролями. В данном параграфе мы рассмотрим: временные рамки адаптации и ее проявления, уровни школьной адаптации, факторы психологической адаптации к школьной деятельности, а также разберем вл ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru