Психолого-педагогические основы использования театрализованной деятельности в развитии речи и фонематического слуха

Образование и воспитание » Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи и фонематического слуха дошкольников » Психолого-педагогические основы использования театрализованной деятельности в развитии речи и фонематического слуха

Страница 1

Театрализованная деятельность дошкольников» – достаточно новое педагогическое понятие, которое имеет длительную историю своего становления.

В конце XVIII – начале XIX веков, под влиянием Запада, в быт дворянской семьи входит домашний театр, который приобщает ребенка к театральному искусству. А профессиональные (постоянные) театры для детей организуются в нашей стране с 1918 г. открывается первый стационарный детский театр Моссовета, возглавляемый Н.И. Сац, где первоначально показывают лишь кукольные и балетные представления.

В детских дошкольных учреждениях начинают широко использовать новые виды театров (театр картинок, театр игрушек, театр петрушек, теневой театр) как для показа детям, так и для самостоятельного разыгрывания детьми.

В педагогическую науку и практику вводятся новые понятия «театрально-игровая деятельность» и «театрализованная игра». Они получают следующие определения: «театрально-игровая деятельность дошкольников» – это «понятие обобщенное, в котором объединены разного рода представления: настольный, пальчиковый, теневой театры, разного рода представления на ширме, игры-драматизации», а «театрализованные игры» – это «игры-представления, где в лицах разыгрываются определенные литературные представления и с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, воссоздаются конкретные образы».

С развитием системы общественного дошкольного воспитания театр начинает входить в жизнь детских садов. Дети сами начинают в образе действующего лица начинают исполнять взятую на себя роль. В работах Д.В. Менджерицкой, В.Г. Ширяевой, Н.А. Ветлугиной, Н.С. Карпинской, Л.С. Фурминой и др., раскрываются взгляды на значение игры-драматизации в воспитательном процессе детского сада, что закладывает фундамент дальнейшего изучения творческого воображения дошкольников в театрализованной деятельности. В педагогической науке разыгрывание дошкольниками сказок и рассказов получает название драматизации и игры-драматизации. В ДОУ начинают широко использоваться новые виды театров (театр картинок, театр игрушек, театр петрушек, теневой театр) как для показа детям, так и для самостоятельного разыгрывания детьми, публикуются статьи из опыта работы, выходят в свет пособия Т.Н. и Ю.Г. Караманенко «кукольный театр дошкольникам» (1960) и Г.В. Генова «Театр для малышей» (1968). Кроме того, в педагогическую науку и практику вводятся новые понятия: «театрально-игровая деятельность» и «театрализованная игра». Данные понятия получают следующие определения: «театрально-игровая деятельность дошкольников» – это понятие обобщенное, в котором объединены разного рода представления: настольный, пальчиковый, теневой театры, разного рода представления на ширме, игры – драматизации, а «театрализованные игры» – это «игры – представления, где в лицах разыгрываются определенные литературные произведения и с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, воссоздаются конкретные образы».

Гуманизация всех сфер жизнедеятельности человека в 90-х годах ХХ века делает актуальной проблему развития творческого воображения личности, которое, как нами указывалось ранее, возможно только в процессе активной деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин), в том числе и в театрализованной. В данный период на страницах периодической печати публикуются статьи из опыта работы с детьми по театрализованной деятельности.

Учеными разработана классификация театрализованных игр, используемых в работе с дошкольниками. Изучение публикаций показывает, что на сегодняшний день нет единой классификации театрализованных игр и позволяет выделить четыре подхода к ее осуществлению.

Л.С. Фурмина разделяет театрализованные игры, исходя из специфики действующего лица на предметные, подразделяемые на настольный театр и на театр на ширме, где, по ее мнению, действующими лицами являются определенные предметы (игрушки, куклы, фигурки, куклы бибабо и т.д.), которые дети передвигают и произносят за них слова, т.е. игры в кукольный театр, и непредметные, к которым автор относит драматизацию, в которой «дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль». Настольный театр автор подразделяет на театр с объемным материалом (театр игрушки), в котором дети разыгрывают представление с игрушками и театр с плоскостным материалом (плоскостной театр), в котором дети разыгрывают представление. Театр на ширме делится на театр с объемным материалом (перчаточные куклы) и на театр с плоскостным материалом (фигурки на палочках, теневой театр).

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Технология проведения деловой игры на уроках информатики
Деловая игра - один из видов деятельности, с помощью которой в условно-воображаемой, образно-эмоциональной форме воспроизводится и усваивается реальная действительность. В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и отношений с миром, ...

Обследование грамматического строя речи
Правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей требует всестороннего обследования их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей и социального окружения. Установление сформированности грамматического строя речи ...

Примеры формирования компетенций учеников на разных этапах урока при решении арифметических задач разного вида
Очевидно, что формировать компетенции можно не только с помощью задач, поэтому, взяв за основу выделенные приемы реализации ключевых компетенций на уроках математики, мы разработали таблицу (табл. 1), содержащую примеры формирования компетенций на разных этапах урока. Таблица 1 Примеры формирования ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru