Технология психофизической тренировки и воспитания детей с лёгкой умственной отсталостью

Образование и воспитание » Технология психофизической тренировки и воспитания детей с лёгкой умственной отсталостью

В последние годы в России наблюдаются негативные тенденции в динамике здоровья детей. Ухудшению здоровья детского населения способствует целый ряд факторов. Среди них наиболее серьезными является неблагоприятная экономическая, экологическая обстановка, а также такие факторы, как стресс повседневной жизни школьников, увеличение количества социопатических семей, медикаментозная агрессия. Клинические наблюдения и практический опыт отечественных врачей и дефектологов показывают, что ученики школы VIII вида особенно нуждаются в повышении двигательной активности.

В условиях продолжающегося роста численности детей-инвалидов важное значение на современном этапе приобретает разработка эффективных методов их реабилитации. Особое внимание в настоящее время уделяется оздоровлению детей-инвалидов с лёгкой интеллектуальной недостаточностью, обучающихся в специализированных образовательных учреждениях. Интеллектуальная недостаточность занимает одно из ведущих мест в структуре нарушений здоровья, приводящих к инвалидности у детей. Частыми причинами инвалидности у таких детей являются сопутствующие соматические, неврологические нарушения, выраженные расстройства поведения. Нередко эти нарушения имеют сочетанный характер, что обусловливает необходимость разработки особых реабилитационных технологий для данной категории детей.

Адаптивная физическая культура для детей с умственной отсталостью это не только одно из средств устранения недостатков в двигательной сфере, но и полноценного физического развития, укрепления здоровья, адаптации в социуме. Степень адаптации находится в прямой зависимости от клинико-психопатологического состояния детей, поэтому специалисту адаптивной физической культуры для продуктивной педагогической деятельности необходимо знать характерные проявления основного дефекта, особенности физического, психического, личностного развития данной категории детей.

Исправление нарушений моторики и расширение двигательных возможностей умственно отсталого ребенка являются главными условиями подготовки его к жизни и, в последующем, к физическому труду.

Умственно отсталый ребёнок имеет, как правило, более низкие показатели психофизического состояния в сравнении со сверстниками с нормальным интеллектом. Психофизическое состояние определяет уровень здоровья, улучшаясь пропорционально развитию таких физических качеств как сила, скорость, выносливость, ловкость, ритмичность, гибкость и равновесие. Многие отечественные авторы изучали проблему оздоровления учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, 38,0% из которых имеют средний и ниже среднего уровень здоровья, обусловленный функциональными нарушениями постоянного или временного характера. Различные исследования доказывают необходимость проведения дополнительных занятий по специальной оздоровительно-реабилитационной программе, направленной на повышение уровня психофизического состояния учащихся, которая может быть использована в процессе дополнительного физкультурного образования, особенно у детей, имеющих ограничения к двигательной нагрузке .

В процессе реализации содержания программы урочных и внеурочных форм занятий физическими упражнениями открывается возможность полноценной интеграции детей с лёгкой умственной отсталостью с остальными учащимися (также с педагогами, родителями и даже с техническими работниками школы).

Организм ребёнка, имеющего средний и ниже среднего уровень здоровья, нуждается в двигательной активности не меньше, а чаще даже больше, чем организм здорового, но при этом ему требуется качественно иная двигательная активность. Поэтому весьма актуальной и своевременной является теоретическая и практическая разработка методики оптимизации психофизического состояния детей с лёгкой умственной отсталостью со средним и ниже среднего уровнем здоровья с целью повышения психофизической подготовленности и восстановления сниженных функций организма, профилактики нарушений в состоянии здоровья.

Целью нашего экспериментального исследования явилось обоснование адекватной технологии реабилитации детей с лёгкой степенью умственной отсталости.

Предметом исследования являются особенности новой технологии психофизической тренировки воспитания детей с лёгкой умственной отсталостью.

Объектом исследования является лёгкая умственная отсталость детей.

Рабочая гипотеза - предполагается, что применение психофизической тренировки улучшит психофизическое состояние детей с лёгкой умственной отсталостью.

Практическая значимость настоящей работы заключается в ее направленности на решение проблемы сохранения и укрепления здоровья умственно отсталого школьника средствами физического воспитания, а также в той реальной помощи, которую результаты данного исследования оказали педагогам школы №37 VIII вида, на базе которой проводился эксперимент.

Полезная информация:

Профессиональные квалификации и образовательные цели
ПОО призвано служить подготовительной базой для занятости выпускников на рынке труда. На национальном уровне должен быть принят ряд решений общего плана, таких как: реформировать узкофункциональную систему подготовки в систему профессионального образования и обучения для более широкого спектра проф ...

Условия формирования здорового образа жизни у старших дошкольников
Одним из основных условий формирования здорового образа жизни у старших дошкольников являются физкультурные занятия в дошкольном образовательном учреждении. Физкультурные занятия - основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям в детском саду. Эта форма работы являе ...

Чем хороши модульные уроки
1. Новая ступень к развитию самостоятельности учащихся. 2. Учит детей усваивать предложенный способ обработки новой учебной информации. 3. Получать результат соответствующий эталону. 4. У учащихся формируются умения планировать свою деятельность, более осознанно ориентироваться в учебном материале. ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru