Влияние психофизической тренировки на некоторые показатели психического статуса школьников с лёгкой умственной отсталостью

Образование и воспитание » Технология психофизической тренировки и воспитания детей с лёгкой умственной отсталостью » Влияние психофизической тренировки на некоторые показатели психического статуса школьников с лёгкой умственной отсталостью

Страница 1

Расширив комплекс психофизической тренировки для детей с лёгкой интеллектуальной недостаточностью, мы провели анализ динамики клинических, психологических и функциональных показателей у них под влиянием этого комплекса.

Сравнительная характеристика полученных результатов свидетельствует о различиях в показателях у участников исследования экспериментальной и контрольных групп.

Используя психофизическую тренировку, мы решили проверить её эффективность и провели исследования изменений характеристик внимания детей с помощью метода корректурной пробы, а также определили влияние психофизической тренировки на изменения силы нервной системы при помощи теппинг - теста.

Как видно из полученных данных корректурной пробы, величина коэффициента точности выполнения задания (А) до и после эксперимента в экспериментальной группе (Э. гр.) улучшилась: количество правильно выбранных букв в экспериментальной группе составило 0,87±0,03 ед до эксперимента и 0,9±0,025 ед после эксперимента, что значительно привышает результаты над контрольной группой (К. гр.), у которой результаты остались на прежнем уровне, что до и после эксперимента, и составили в среднем 0,83±0,04 ед (рис.1). Тенденция к улучшению в Э. гр. достоверна p<0,05, тогда как в К. гр. результаты остались прежними.

Рис.1. Коэффициент точности (А) до и после эксперимента (по данным корректурной пробы).

Сравнивая средние показатели детей с лёгкой интеллектуальной недостаточностью в скорости выбора (S) до и после эксперимента (рис.2), заметны изменения в экспериментальной группе в скорости выбора букв после эксперимента (p<0,05), которая показывает высокую достоверность, где среднее время выбора до эксперимента составило 0,39±0,02 с, а после эксперимента 0,35±0,01 с. Данная группа детей оказалась быстрейшей по сравнению с контрольной группой (p<0,05), где их результаты в среднем составили до эксперимента и после эксперимента 0,43±0,02 с.

В ходе исследования нами установлено, что у детей экспериментальной группы количество пропусков букв (p) недостоверно уменьшилось, а в К. гр. осталось без изменения, что свидетельствует о тенденции к улучшению по сравнению с К. гр. (рис.3).

Рис.2. Скорость выбора (S) до и после эксперимента (по данным корректурной пробы).

Рис.3. Количество пропусков (p) до и после эксперимента (по данным корректурной пробы).

При анализе количества ошибочно неправильно выбранных букв (r) до и после эксперимента выяснилось, что ни в одной из групп таковых не имеется.

Все вышеизложенные результаты корректурной пробы, полученные нами в ходе исследования до и после эксперимента, говорят о тенденции к улучшению внимания в экспериментальном классе, при этом их результаты лучше, чем в контрольной группе, что свидетельствует, по-видимому, об эффективности предложенной психофизической тренировки детей с лёгкой степенью умственной отсталости.

Определение основных свойств нервной системы имеет большое значение в теоретических и прикладных отраслях психологии. Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Использованная для данного опыта методика определения силы нервной системы при помощи теппинг - теста основана на определении динамики максимального темпа движений рук. Полученные в результате обработки экспериментальных данных опыта варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:

выпуклый тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 с. работы; в последующем, к 25-30 с. он может снизиться ниже исходного уровня (т.е. наблюдавшегося в первые 5 с. работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы, которая преобладает только у 10 % детей Э. гр. после эксперимента (рис.4-5);

ровный тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Данный тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы, которая имеется у 20% ребят из Э. гр. до эксперимента и возрастает до 40% той же группы после эксперимента. Наличие данного типа нервной системы также наблюдается и у 10 % детей контрольных групп до и после эксперимента.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Направления и особенности работы библиотек с детьми и подростками
Параграф призван характеризовать работу библиотек области с детьми и подростками, ее особенности и специфику. На 1.01.2005 года детское население Пермской области обслуживали: Пермская областная детская библиотека им.Л.И. Кузьмина, 40 центральных детских библиотек, 41 специализированный детский фил ...

Гигиена умственной работы
Отличительной особенностью утомления при умственной работе является то, что человек не сразу его замечает, хотя в действительности продуктивность труда падает. Следует отметить, что умственная работоспособность прежде всего зависит от характера выполняемой работы, который можно отобразить типом дея ...

Особенности методического и технологического обеспечения
Большинство уроков труда и кружков моделистов посвящаются работе с бумагой и картоном. Бумага и картон сами по себе – кладовые фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Изготовление моделей, поделок из бумаги и картона – труд ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru