Влияние психофизической тренировки на некоторые показатели психического статуса школьников с лёгкой умственной отсталостью

Образование и воспитание » Технология психофизической тренировки и воспитания детей с лёгкой умственной отсталостью » Влияние психофизической тренировки на некоторые показатели психического статуса школьников с лёгкой умственной отсталостью

Страница 1

Расширив комплекс психофизической тренировки для детей с лёгкой интеллектуальной недостаточностью, мы провели анализ динамики клинических, психологических и функциональных показателей у них под влиянием этого комплекса.

Сравнительная характеристика полученных результатов свидетельствует о различиях в показателях у участников исследования экспериментальной и контрольных групп.

Используя психофизическую тренировку, мы решили проверить её эффективность и провели исследования изменений характеристик внимания детей с помощью метода корректурной пробы, а также определили влияние психофизической тренировки на изменения силы нервной системы при помощи теппинг - теста.

Как видно из полученных данных корректурной пробы, величина коэффициента точности выполнения задания (А) до и после эксперимента в экспериментальной группе (Э. гр.) улучшилась: количество правильно выбранных букв в экспериментальной группе составило 0,87±0,03 ед до эксперимента и 0,9±0,025 ед после эксперимента, что значительно привышает результаты над контрольной группой (К. гр.), у которой результаты остались на прежнем уровне, что до и после эксперимента, и составили в среднем 0,83±0,04 ед (рис.1). Тенденция к улучшению в Э. гр. достоверна p<0,05, тогда как в К. гр. результаты остались прежними.

Рис.1. Коэффициент точности (А) до и после эксперимента (по данным корректурной пробы).

Сравнивая средние показатели детей с лёгкой интеллектуальной недостаточностью в скорости выбора (S) до и после эксперимента (рис.2), заметны изменения в экспериментальной группе в скорости выбора букв после эксперимента (p<0,05), которая показывает высокую достоверность, где среднее время выбора до эксперимента составило 0,39±0,02 с, а после эксперимента 0,35±0,01 с. Данная группа детей оказалась быстрейшей по сравнению с контрольной группой (p<0,05), где их результаты в среднем составили до эксперимента и после эксперимента 0,43±0,02 с.

В ходе исследования нами установлено, что у детей экспериментальной группы количество пропусков букв (p) недостоверно уменьшилось, а в К. гр. осталось без изменения, что свидетельствует о тенденции к улучшению по сравнению с К. гр. (рис.3).

Рис.2. Скорость выбора (S) до и после эксперимента (по данным корректурной пробы).

Рис.3. Количество пропусков (p) до и после эксперимента (по данным корректурной пробы).

При анализе количества ошибочно неправильно выбранных букв (r) до и после эксперимента выяснилось, что ни в одной из групп таковых не имеется.

Все вышеизложенные результаты корректурной пробы, полученные нами в ходе исследования до и после эксперимента, говорят о тенденции к улучшению внимания в экспериментальном классе, при этом их результаты лучше, чем в контрольной группе, что свидетельствует, по-видимому, об эффективности предложенной психофизической тренировки детей с лёгкой степенью умственной отсталости.

Определение основных свойств нервной системы имеет большое значение в теоретических и прикладных отраслях психологии. Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Использованная для данного опыта методика определения силы нервной системы при помощи теппинг - теста основана на определении динамики максимального темпа движений рук. Полученные в результате обработки экспериментальных данных опыта варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:

выпуклый тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 с. работы; в последующем, к 25-30 с. он может снизиться ниже исходного уровня (т.е. наблюдавшегося в первые 5 с. работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы, которая преобладает только у 10 % детей Э. гр. после эксперимента (рис.4-5);

ровный тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Данный тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы, которая имеется у 20% ребят из Э. гр. до эксперимента и возрастает до 40% той же группы после эксперимента. Наличие данного типа нервной системы также наблюдается и у 10 % детей контрольных групп до и после эксперимента.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Методика развития графической аналогии
Применяя графическую аналогию, мы учим детей умению видеть самое главное (так называемый прием «свертывания»). Игра и рисование являются своего рода упражнением в символическом представлении заместителей реальных предметов. В игре ребенок открывает знаковый смысл предмета – заместителя, а в рисован ...

Виды детской агрессивности
В социально-педагогической и психологической литературе представлен большой спектр видов детской агрессивности. Агрессия при рассмотрении ее видов может иметь различные основания: физическая – вербальная, активная – пассивная, прямая – косвенная, доброкачественная – злокачественная. Так же важным в ...

Методики диагностики агрессивного поведения младших школьников
Проективная методика «Несуществующее животное» Ребенку дается инструкция придумать и нарисовать несуществующее животное, затем назвать его несуществующим именем. Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование состояния моторики ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru