Влияние взаимодействия семьи и школы на формирование коллектива класса

Образование и воспитание » Влияние взаимодействия семьи и школы на формирование коллектива класса

В первое десятилетие XXI века произошли кардинальные изменения в тенденциях воспитания в России, связанные с наметившимися позитивными изменениями в социально-экономическом, политическом, социокультурном развитии российского общества.

Главной характеристикой воспитательной ситуации в России начала XXI века можно считать ее стабилизацию. Восстанавливается утраченный в 90-е годы XX века традиционный для российской культуры высокий смысл и общественный статус воспитания.

Проводимая в настоящее время модернизация системы образования в РФ нацелена не только на совершенствование обучения школьников, но и на повышение эффективности воспитания учащихся. Эффективная организация воспитания личности школьника в учебном коллективе и через коллектив требует учета межличностных отношений школьников.

Еще Аристотель отметил, что «коль человек - существо общественное, то только в обществе он может развить свою природу». За прошедшие века эта истина многократно подтверждалась в педагогической и социальной практике. В общении с людьми растущий человек приобретает научные и житейские знания, осваивает навыки и умения в разнообразных видах деятельности, научается понимать окружающих людей и строить с ними отношения, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений, формирует у себя систему ценностных ориентаций с позиций истины, добра и красоты. И, наконец, только в общении с людьми возможна самореализация человека.

Важным периодом становления личности ребенка является младший школьный возраст. Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка, связанного с изменением ведущей деятельности, которой становится учебная, с появлением новых прав и обязанностей, с установлением сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.

В школьном коллективе с его многогранными отношениям благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности ребёнка, создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни. Однако нельзя забывать, что воспитание начинается в семье. Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы».

Педагог в содружестве с семьей формирует в процессе целенаправленного педагогического воздействия те навыки и привычки поведения ребенка, начала тех личностных качеств, которые определяют характер взаимоотношений ребенка с другими людьми. Поэтому так важно, особенно в младшем школьном возрасте, придать взаимоотношениям детей и взрослых, детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, общими усилиями достигать поставленной цели, значимой не только для ребенка, но и для всего коллектива. Поэтому проблема влияния взаимодействия семьи и школы на формирование коллектива класса является актуальной.

Объект исследования: взаимоотношения семьи и школы в современных условиях.

Предмет исследования: взаимодействие семьи и школы в России в современных условиях и их влияние на формирование взаимоотношений внутри класса.

Гипотеза: социально-педагогическая работа со школьниками будет эффективной при условии организации системы взаимоотношений семьи и школы, предполагающих включение школьников в активное взаимодействие друг с другом и со взрослыми.

Цель работы: выявить влияние совместной деятельности семьи и школы на формирование взаимоотношений внутри класса.

Методы исследования:

- теоретический анализ психолого - педагогической и методической литературы;

- опытно - экспериментальная работа;

- исследовательская беседа;

- социометрия.

База исследования: опытно - экспериментальная работа проводилась на базе МОУ г. Петрозаводска. В нём приняли участие 25 человек детей - учеников 1 класса и их родители.

Объект, предмет, проблема и цель исследования обусловили его задачи:

1. Изучить теоретические подходы к проблеме взаимодействия семьи и школы в современных условиях.

2. Выявить особенности взаимоотношений в коллективе младших школьников.

3. Провести эксперимент, позволяющий выявить влияние совместной деятельности семьи и школы на формирование взаимоотношений в коллективе младших школьников.

4. Оценить значение взаимодействия семьи и школы в формировании взаимоотношений между учащимися.

Методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных учёных.

Проблема особенностей взаимоотношений младшего школьника в классном коллективе рассматривались в трудах таких исследователей, как Л. И. Божович, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Я.Л. Коломинский, A.M. Прихожан и др.

Большую ценность для проведения исследования по проблеме формирования детского коллектива представляют труды великих отечественных педагогов А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского, в которых детально разработана методика коллективистского воспитания.

На современном этапе процесс взаимодействия школы и семьи, учителей и родителей исследуются Л.В. Байбородовой, Г.К. Веденеевой, И.С. Клемантович, Н.С. Лейтес, Г.Ф. Суворовой, Л.М. Фридманом и др. Сущности и специфике взаимодействия школы и семьи, посвящены фундаментальные труды В.Г. Бочаровой, Л.К. Гребенкиной, И.В.Гребенникова, В.Н. Гурова, Л.И. Маленковой, В.А. Сластенина.

Задачи исследования определили его структуру. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Полезная информация:

Роль учителя в формировании самооценки
В школьном возрасте самоуважение в значительной степени связано с уверенностью в своих академических способностях (которая, в свою очередь, соотносится со школьной успеваемостью). Дети, которые хорошо учатся в школе, имеют более высокую самооценку, чем неуспевающие ученики. Если принять во внимание ...

Уровни решения проблемных педагогических ситуаций
Педагогическое мастерство, осмысление, понимание, решение преподавателем педагогических проблемных ситуаций связано со степенью развития профессионально-педагогического мышления. Поэтому, одной из основных задач профессиональной подготовки специалистов для образования является формирование професси ...

Психофизиологические особенности умственной деятельности
Основные виды трудовой деятельности человека — умственный и физический труд. В современном обществе существует тенденция к росту числа людей, занимающихся умственной работой. Следует, однако, подчеркнуть, что разделение труда на умственный и физический в определенной степени формально. При многих в ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru