Влияние взаимодействия семьи и школы на формирование коллектива класса

Образование и воспитание » Влияние взаимодействия семьи и школы на формирование коллектива класса

В первое десятилетие XXI века произошли кардинальные изменения в тенденциях воспитания в России, связанные с наметившимися позитивными изменениями в социально-экономическом, политическом, социокультурном развитии российского общества.

Главной характеристикой воспитательной ситуации в России начала XXI века можно считать ее стабилизацию. Восстанавливается утраченный в 90-е годы XX века традиционный для российской культуры высокий смысл и общественный статус воспитания.

Проводимая в настоящее время модернизация системы образования в РФ нацелена не только на совершенствование обучения школьников, но и на повышение эффективности воспитания учащихся. Эффективная организация воспитания личности школьника в учебном коллективе и через коллектив требует учета межличностных отношений школьников.

Еще Аристотель отметил, что «коль человек - существо общественное, то только в обществе он может развить свою природу». За прошедшие века эта истина многократно подтверждалась в педагогической и социальной практике. В общении с людьми растущий человек приобретает научные и житейские знания, осваивает навыки и умения в разнообразных видах деятельности, научается понимать окружающих людей и строить с ними отношения, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений, формирует у себя систему ценностных ориентаций с позиций истины, добра и красоты. И, наконец, только в общении с людьми возможна самореализация человека.

Важным периодом становления личности ребенка является младший школьный возраст. Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка, связанного с изменением ведущей деятельности, которой становится учебная, с появлением новых прав и обязанностей, с установлением сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.

В школьном коллективе с его многогранными отношениям благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности ребёнка, создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни. Однако нельзя забывать, что воспитание начинается в семье. Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы».

Педагог в содружестве с семьей формирует в процессе целенаправленного педагогического воздействия те навыки и привычки поведения ребенка, начала тех личностных качеств, которые определяют характер взаимоотношений ребенка с другими людьми. Поэтому так важно, особенно в младшем школьном возрасте, придать взаимоотношениям детей и взрослых, детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, общими усилиями достигать поставленной цели, значимой не только для ребенка, но и для всего коллектива. Поэтому проблема влияния взаимодействия семьи и школы на формирование коллектива класса является актуальной.

Объект исследования: взаимоотношения семьи и школы в современных условиях.

Предмет исследования: взаимодействие семьи и школы в России в современных условиях и их влияние на формирование взаимоотношений внутри класса.

Гипотеза: социально-педагогическая работа со школьниками будет эффективной при условии организации системы взаимоотношений семьи и школы, предполагающих включение школьников в активное взаимодействие друг с другом и со взрослыми.

Цель работы: выявить влияние совместной деятельности семьи и школы на формирование взаимоотношений внутри класса.

Методы исследования:

- теоретический анализ психолого - педагогической и методической литературы;

- опытно - экспериментальная работа;

- исследовательская беседа;

- социометрия.

База исследования: опытно - экспериментальная работа проводилась на базе МОУ г. Петрозаводска. В нём приняли участие 25 человек детей - учеников 1 класса и их родители.

Объект, предмет, проблема и цель исследования обусловили его задачи:

1. Изучить теоретические подходы к проблеме взаимодействия семьи и школы в современных условиях.

2. Выявить особенности взаимоотношений в коллективе младших школьников.

3. Провести эксперимент, позволяющий выявить влияние совместной деятельности семьи и школы на формирование взаимоотношений в коллективе младших школьников.

4. Оценить значение взаимодействия семьи и школы в формировании взаимоотношений между учащимися.

Методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных учёных.

Проблема особенностей взаимоотношений младшего школьника в классном коллективе рассматривались в трудах таких исследователей, как Л. И. Божович, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Я.Л. Коломинский, A.M. Прихожан и др.

Большую ценность для проведения исследования по проблеме формирования детского коллектива представляют труды великих отечественных педагогов А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского, в которых детально разработана методика коллективистского воспитания.

На современном этапе процесс взаимодействия школы и семьи, учителей и родителей исследуются Л.В. Байбородовой, Г.К. Веденеевой, И.С. Клемантович, Н.С. Лейтес, Г.Ф. Суворовой, Л.М. Фридманом и др. Сущности и специфике взаимодействия школы и семьи, посвящены фундаментальные труды В.Г. Бочаровой, Л.К. Гребенкиной, И.В.Гребенникова, В.Н. Гурова, Л.И. Маленковой, В.А. Сластенина.

Задачи исследования определили его структуру. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Полезная информация:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru