Самоактуализация как механизм и процесс развития личности

Образование и воспитание » Антропологические идеи А. Маслоу, Д. Дьюи и С. Холла » Самоактуализация как механизм и процесс развития личности

Маслоу хорошо понимал статичность изложенных выше определений самоактуализации как высшего уровня личностного развития и высшего мотива. Поскольку объектами исследования Маслоу были преимущественно люди немолодого возраста, неудивительно, что самоактуализация представала в итоге как некое конечное состояние, отдаленная цель, а сформулированным Маслоу критериям могли соответствовать только люди, имеющие за плечами немалый жизненный путь. Этот недостаток отмечался и критиками. Поэтому уже в своей статье о мотивации развития, впервые опубликованной в 1955 г., Маслоу отказывается от своих утверждений о фиксированной последовательности удовлетворения потребностей в соответствии с их положением в иерархии. Он определяет развитие через разнообразные процессы, в конечном счете ведующие личность к самоактуализации, и обосновывает новую точку зрения, а именно, что эти процессы имеют место на протяжении всей жизни человека и обусловлены специфической "мотивацией развития" возможности проявления которой уже не стоят в прямой зависимости от степени удовлетворения базовых нужд. Связывая самоактуализацию, рассматриваемую как процесс, с мотивацией развития, Маслоу утверждает: "Самоактуализация является в какой-то степени свершившимся фактом лишь у немногих людей. Тем не менее у большинства она присутствует в виде надежды, стремления, влечения, чего-то смутно желаемого, но еще не достигнутого. . . Ценности самоактуализации существуют в виде реальных даже еще не будучи актуализированными. Человек является одновременно тем, что он есть, и тем, чем он стремится быть".

Большую роль в изменении позиции Маслоу сыграли данные изучения личности и ее изменений в процессе психотерапии. Исходя из этих данных, Маслоу признает наличие у большинства людей (возможно, у всех) стремления к самоактуализации и, более того, наличие у большинства людей способности самоактуализироваться, по меньшей мере в принципе, причем самоактуализация каждого отдельного человека уникальна и неповторима. Но осуществлению самоактуализации во многих случаях препятствуют присутствующие также у каждого человека регрессивные тенденции, в основе которых лежат страх, враждебность или праздность. В частности, Маслоу описывает "комплекс Ионы" - синдром страха перед собственными возможностями, перед собственной самоактуализацией, который ограничивает возможности нашего собственного развития. "Мы боимся как худшего в нас, так и лучшего, хотя и по-разному. . Часто мы бежим от ответственности, которую диктует (или, скорее, предлагает нам) наша природа, судьба, порой даже случай, подобно тому, как Иона пытался - тщетно! - бежать от собственной судьбы". Возобладание подобных регрессивных тенденций является признаком личностной патологии и частой причиной невроза.

Полезная информация:

Значение семьи в деле воспитания
На протяжении всей истории человеческой цивилизации роль семьи в деле нравственного воспитания личности имело огромное значение. Еще римский оратор Квинтиллиан говорил: «Дети не из школы впервые выносят дурные привычки, но они приносят их с собой в школу. Они перенимают их у своих родителей, которы ...

Особенности состояния словаря антонимов
Последняя группа заданий была направлена на исследование словаря антонимов. Задания данной группы не вызвали затруднений практически ни у кого из обследованных детей. Все дети хорошо справились с заданием, подбирая большое количество слов - антонимов. Единичные ошибки были у детей экспериментальной ...

Возможности народной педагогики
Социализация личности – это поведение в быту, способность к творчеству восприятию культуры своего народа. Этнопедагогика, т.е. народная педагогика, способствует развитию личности, усваивающей социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные значения о воспитании и обучении дете ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru