Изучение древней Москвы по картинам A.M. Васнецова. Формирование исследовательских умений у младших школьников

Образование и воспитание » Изучение древней Москвы по картинам A.M. Васнецова. Формирование исследовательских умений у младших школьников

В Концепции модернизации современного российского образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств.

В Федеральном Государственном Образовательном стандарте начального общего образования отмечена необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями времени, современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением информационных технологий. Востребованной в обучении является учебно-исследовательская деятельность обучающихся, цель которой - формирование у них познавательной активности.

Данная проблема в современных психолого-педагогических исследованиях раскрывается в работах следующих ученых: JI.A. Венгера, A.M. Прихожан, М.И. Лисина, М.А. Матюшкина, Г.И. Щукина, Н.Б. Шумаковой, К.А, Абульхановой-Славской, Р.Г. Апресян, Н.В. Тучак, Г.А. Цукерман, Д.Б. Богоявленской, А.В. Леонтовича, А.Н. Поддьякова, А.И. Савенкова, В.И. Слободчикова.

Младший школьный возраст, согласно многочисленным исследованиям (Л.С. Выготский, Ю.З. Гильбух, В.В. Давыдов, Ж. Пиаже, Е.Е. Кравцова, Н.И. Гуткина, Д.Б. Эльконин и др.) содержит потенциал успешного формирования поисково-исследовательской деятельности. Данные современных отечественных исследований (Н.Г. Алексеева, Л.П Виноградовой, А.В. Леонтович, Г.В. Макотровой, B.C. Мухиной, А.И. Савенкова, А.С. Обухова и др.) также говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования.

Исследования зарубежных и отечественных ученых (С.П. Баранова, Дж. Брунера, X. Таба, В.В. Давыдова, А.М.Матюшкина, М.И. Махмутова и др.) убедительно свидетельствуют, что глубина и прочность знаний учащегося зависит от способа усвоения. Как отмечает Комарова И. В., глубина и осознанность сведений об окружающем мире будут максимальными при самостоятельном учебно-исследовательском поиске, осуществленном в ходе собственных интеллектуальных усилий.

А. И. Савенков считает, что стремление к исследованию генетически присуще ребёнку; поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, – одно из главных и естественных проявлений детской психики. Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Таким образом, развитие исследовательских умений у младших школьников становится одной из самых актуальных проблем современной школы.

Целью исследования является выявление эффективности изучения древней Москвы по картинам A.M. Васнецова для формирования исследовательских умений у младших школьников.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования исследовательских умений;

2. изучить методы формирования исследовательских умений у младших школьников, в т.ч. на уроках окружающего мира;

3. провести серию занятий по развитию исследовательских умений у младших школьников при изучении москвоведения по картинам А.М.Васнецова на уроках окружающего мира;

4. разработать серию игр по москвоведению в программе Логомиры для проверки знаний учащихся;

5. проанализировать результаты практической работы и сделать выводы.

Для достижения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, изучение и обобщение передового педагогического опыта по проблеме исследования, наблюдение, беседа с учащимися и учителем, тестирование, графические и математические методы обработки информации.

Объектом исследования является образовательный процесс во время изучения предмета «Окружающий мир».

Предметом исследования является методика развития исследовательских умений школьников на уроках учебного предмета «Окружающий мир».

Полезная информация:

Анализ деятельности средней общеобразовательной школы п. Сергиевский Коломенского района по развитию творческих способностей подростков в условиях внеклассной работы
Муниципальное образовательное учреждение Сергиевская средняя общеобразовательная школа расположена на территории поселка Сергиевский Коломенского района. Школа ведет свою историю с 1840 г., являясь правопреемницей Парфентьевской средней школы, старейшей в районе. До перехода в 1868 году в ведение з ...

Методы оценки достоверности изменений
Наибольшей популярностью при проверке гипотез о равенстве генеральных средних (математических ожиданий) пользуется t-критерий Стьюдента. Критерий Стьюдента был разработан английским химиком У.Госсетом, когда он работал на пивоваренном заводе Гиннеса и по условиям контракта не имел права открытой пу ...

Сравнение с российской системой планирования образования
В Российской Федерации не существует стройного концентрического ряда учебных планов различных уровней. Тем не менее, все виды учебных планов, разрабатываемых в Нидерландах, имеют свои аналоги в России. Многие из параметров голландских учебных планов содержатся в той или иной мере в разнообразных до ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru