Разработка и апробация серии занятий по формированию исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира

Образование и воспитание » Изучение древней Москвы по картинам A.M. Васнецова. Формирование исследовательских умений у младших школьников » Разработка и апробация серии занятий по формированию исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира

В 3-ем классе проводился специальный цикл занятий, представленный в пункте 1.3., на которых учащиеся овладевали знаниями и представлениями по исследовательской деятельности, выполняли задания, направленные на формирование исследовательских умений (см. приложение 2).

Проводя урок по окружающему миру, нужно стараться направить деятельность учеников в нужное и полезное для них русло. Все ученики ведут себя по-разному: одни активно принимают участие в уроке, другие медленно настраиваются на нужный темп урока.

При проведении урока необходимо учитывать особенности темперамента детей. Нужно помочь учащимся обрести уверенность, что любое их мнение заслуживает того, чтобы его высказать и выслушать. Важно, чтобы дети усвоили большой объем полученных знаний. Поэтому для учебных занятий были подготовлены презентации. В результате повышается интерес к предмету и возбуждается потребность в его удовлетворении, а система работы с картинами А.Васнецова на уроках москвоведения обеспечивает включение школьника в активную познавательную учебную деятельность.

Использовались различные задания и вопросы для развития исследовательских умений, например:

для тренировки умения выдвигать гипотезы предлагались вопросы типа: «Найди причину события …» (например, почему Красная площадь называлась «Торг», либо почему холм назывался «Боровицким»).

для развития умения классифицировать – задания на соотношение, вопросы на тему выделения какого-либо признака или события, которые учащиеся видят на представленной картине.

для развития способности наблюдать и анализировать предлагались задания и вопросы, такие как:

- что могут рассказать ученики, анализируя картину, о месте, где строились первые стены Кремля;

- могут ли пронаблюдать последовательность изменения строений, стен Кремля (по серии картин).

При подготовке к уроку необходимо понимать, что тема должна быть интересна и доступна детям, при знакомстве с ней – вызывать интерес и мотивацию к получению знаний на уроке.

Результативность проведения занятия можно оценить с помощью следующих критериев:

Наличие у учеников положительного мотива к исследовательской деятельности (они хотят попробовать свои силы в самостоятельном историческом анализе картин А.Васнецова);

Наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально-волевой сфере (ученики испытывают радость, удовольствие от элементов исследовательской деятельности в течение занятия, им это интересно, они могут усилием воли концентрировать свое внимание в течение всего урока);

Переживание учащимися субъективного открытия (ученики утверждают, что сами получили знания, проанализировав картины А.М.Васнецова);

Овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности.

Полезная информация:

Рекомендации учителю по работе с агрессивными детьми
Рекомендации были разработаны на основе изученного материала, в ходе работы над курсовой работой ¾ Доверие к ребёнку - основное правило. ¾ Старайтесь быть примером для ребенка. ¾ Уважайте ребенка как личность, имеющую право на свою точку зрения. ¾ Не обманывайте ребенка. ...

Игра как метод экологического образования
Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, норм поведения и получение специальных знаний по охране окружающей природной среды и природопользованию, реализуемых в экологически гр ...

Традиционное исполнение холодного батика
Техника холодного батика отличается от горячего не только температурой резерва. Изменились и сам состав, и инструменты для его нанесения, и стиль росписи. Этот способ несколько ограничивает свободу художника. Так как все детали рисунка имеют контурную обводку холодным резервом и расписываются краск ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru