В 3-ем классе проводился специальный цикл занятий, представленный в пункте 1.3., на которых учащиеся овладевали знаниями и представлениями по исследовательской деятельности, выполняли задания, направленные на формирование исследовательских умений (см. приложение 2).
Проводя урок по окружающему миру, нужно стараться направить деятельность учеников в нужное и полезное для них русло. Все ученики ведут себя по-разному: одни активно принимают участие в уроке, другие медленно настраиваются на нужный темп урока.
При проведении урока необходимо учитывать особенности темперамента детей. Нужно помочь учащимся обрести уверенность, что любое их мнение заслуживает того, чтобы его высказать и выслушать. Важно, чтобы дети усвоили большой объем полученных знаний. Поэтому для учебных занятий были подготовлены презентации. В результате повышается интерес к предмету и возбуждается потребность в его удовлетворении, а система работы с картинами А.Васнецова на уроках москвоведения обеспечивает включение школьника в активную познавательную учебную деятельность.
Использовались различные задания и вопросы для развития исследовательских умений, например:
для тренировки умения выдвигать гипотезы предлагались вопросы типа: «Найди причину события …» (например, почему Красная площадь называлась «Торг», либо почему холм назывался «Боровицким»).
для развития умения классифицировать – задания на соотношение, вопросы на тему выделения какого-либо признака или события, которые учащиеся видят на представленной картине.
для развития способности наблюдать и анализировать предлагались задания и вопросы, такие как:
- что могут рассказать ученики, анализируя картину, о месте, где строились первые стены Кремля;
- могут ли пронаблюдать последовательность изменения строений, стен Кремля (по серии картин).
При подготовке к уроку необходимо понимать, что тема должна быть интересна и доступна детям, при знакомстве с ней – вызывать интерес и мотивацию к получению знаний на уроке.
Результативность проведения занятия можно оценить с помощью следующих критериев:
Наличие у учеников положительного мотива к исследовательской деятельности (они хотят попробовать свои силы в самостоятельном историческом анализе картин А.Васнецова);
Наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально-волевой сфере (ученики испытывают радость, удовольствие от элементов исследовательской деятельности в течение занятия, им это интересно, они могут усилием воли концентрировать свое внимание в течение всего урока);
Переживание учащимися субъективного открытия (ученики утверждают, что сами получили знания, проанализировав картины А.М.Васнецова);
Овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности.
Полезная информация:
Становление и развитие педагога
Первый уровень предполагает овладение профессиональными знаниями в течение двух лет и дает право каждому студенту, успешно отучившемуся в первые два года, перейти на следующий уровень. Второй уровень также рассчитан на два года обучения и предусматривает профессиональную подготовку по одному из пре ...
Народные песни, их виды
Частушка - жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая (обычно 4-строчная) песенка быстрого темпа исполнения. В самостоятельный жанр оформилась в последней трети 19 века; генетически связана с традиционными (преимущественно частыми) песнями. Широчайшее распространение получил ...
Языковые признаки и особенности публицистического стиля
Лексические признаки 1. В публицистическом стиле всегда присутствуют готовые стандартные формулы (или речевые клише), которые носят не индивидуально-авторский, а социальный характер: горячая поддержка, живой отклик, резкая критика, наведение элементарного порядка и др. В результате многократных пов ...