Индивидуальный учебный план

Страница 1

Проблему индивидуализации образовательного процесса нельзя отнести к числу традиционных и хорошо разработанных в отечественной педагогической науке. Анализ источников показывает, что феномен индивидуализации обучения может рассматриваться на двух различных уровнях: личностном (как особое требование к профессионально-личностной характеристике учителя в рамках классно-урочной системы) и организационном (как взаимосвязанные процессы изменения организационных форм процесса обучения и диверсификации содержания образования).

Длительное время индивидуальный подход в обучении и воспитании рассматривался исключительно как проявление индивидуального мастерства учителя, основанного на его педагогическом опыте. Подобные взгляды были характерны для отечественной педагогической теории и практики вплоть до середины 1930-х гг. Однако далее, до начала 1990-х гг. советская педагогика ориентировалась в основном на массовые (реже – на групповые) формы обучения. В связи с этим индивидуализация учебного процесса долгие годы рассматривалась исключительно на личностном уровне. Теоретическая и практическая разработка индивидуального подхода сводилась в этот период к тому, что уточнялся и расширялся спектр индивидуальных особенностей учащегося, которые должен учитывать педагог. При этом в сопоставлении с дореволюционным периодом, изменилась сама цель индивидуализации обучения (от содействия индивидуальному развитию каждого ученика в начале ХХ в. – к тщательно выверенному авторитарному воздействию, начиная с 1930-х гг. и далее).

В Уставе средней общеобразовательной школы, принятом в 1970 г., содержится указание на индивидуальный подход к ученику как на одну из основных обязанностей учителя , при этом остаётся неясным не только способ действий учителя по реализации индивидуального подхода, но и теряется понимание целей и педагогического назначения изучения индивидуальных особенностей учащихся: из контекста цитированного документа представляется, что это последнее есть самоцель. В данном случае "личностный вектор" трактовки индивидуализации обучения достигает своего максимума, а саму эту трактовку можно представить следующим образом: "Качество работы учителя, компетентного в индивидуальных особенностях своих учащихся, заведомо выше".

В конце 1980-х – начале 1990-х гг. начинает прорабатываться деятельностный аспект индивидуального подхода. Так, в "Российской педагогической энциклопедии" (1993) отмечалось, что "средствами индивидуализации обучения могут выступать индивидуальные и групповые задания. При групповой работе… создаются условия для… оказания помощи каждому ученику. Учащиеся класса (группы) делятся на несколько подгрупп с учётом уровня обучения, склонностей и т.д. Учебные задания выполняются всеми учащимися в рамках изучаемой темы, но этапы работы, способы действий, мера помощи различны. Индивидуальная работа позволяет дифференцировать содержание, степень трудности учебных заданий, способы действий и пр., создаёт благоприятные условия для формирования индивидуального стиля деятельности. Для организации индивидуальной работы учащихся применяются карточки-задания, тетради на печатной основе… доклады, рефераты и т.д. … В процессе урока учитель, допуская различный темп проработки материала, к моменту завершения работы над темой должен обеспечить усвоение знаний, формирование умений и навыков всеми школьниками". Как видим, индивидуализация обучения по-прежнему ограничивается рамками классно-урочной формы обучения, с одной стороны, и действиями отдельного учителя – с другой. Однако намечены определённые подходы к пониманию индивидуализации обучения на ином, организационном уровне.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Сущность модульного обучения
Основная задача школы состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для достижения этой цели необходимо кардинально поменять парадигму ученика и учителя в учебно ...

Система организации внеклассной работы по математике и методика ее проведения
Задачи формирования всесторонне развитой личности школьника, с использование комплексного подхода к постановке всего дела воспитания требуют, чтобы внеурочная воспитательная работа по математике представляла собой стройную целенаправленную систему. Система внеурочной воспитательной работы по матема ...

Годовая динамика показателей двигательной активности
Самые высокие величины двигательной активности в учебные дни были зарегистрированы в апреле (20,1±2,9 тыс. шагов), октябре (18,9 ±3,9 тыс.шагов) и ноябре (17,7±3,8 тыс. шагов) (табл.3.6.). Самые низкие величины были зарегистрированы конце в мая месяца и в начале июня (14,1±2,1 тыс. шагов), когда в ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru