Проведение занятий в младших классах по изучению древней Москвы по картинам А.М.Васнецова требует ИКТ поддержки. Нами для контрольного обследования была выбрана программа ЛогоМиры 3.0.
ЛогоМиры – интегрированная творческая среда, среда программирования и средство для моделирования различных задач и исследований. ЛогоМиры в полной мере используют новейшие технологии, предоставленные современными компьютерами.
С Лого так или иначе знаком практически любой педагог, использующий компьютер в школе. Современные версии Лого-программ, такие как ЛогоМиры или ПервоЛого включают в себя, кроме языка программирования Лого, средства работы с текстами, графикой, мультипликацией, звуками и так далее. Иными словами, это действительно интегрированные творческие среды, являющиеся полезным и удобным инструментом в различных областях школьного и внешкольного образования.
Для контрольного обследования уровня сформированности исследовательских умений у учеников 3-его класса было написано 4 игры в среде ЛогоМиры. Игры проводились последовательно по этапам строительства Кремля («Строительство деревянных стен Кремля. XII век», «Московский Кремль при Дмитрии Донском», «Московский Кремль при Иване III», «Московский Кремль. Соборы. 1894»).
В игре ребенку предлагается ответить на вопрос «Сколько башен имеет Московский Кремль», пользуясь стрелочками, ребенок выбирает правильный ответ.
Задание выполнили 23 ученика. Работа проводилась в компьютерном классе, на каждый компьютер была предварительно установлена игра. Учащиеся выполняли задания индивидуально.
В данных играх ученики должны были проявить следующие исследовательские умения: умение анализировать, синтезировать информацию, сопоставлять данные, выбирать пути решения проблем поискового характера, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Контрольное обследование показало, что знания учеников по истории Москвы повысились (см. диаграмму №4).
Большинство учеников выполнило 3-4 игры правильно, что является высоким показателем.
Исходя из ответов учащихся на вопросы, можно разделить класс по следующим уровням знаний (см. диаграмму 5):
Низкий уровень. Ученик выполнил правильно 1 игру. Учеников с таким уровнем знаний в классе – 0 (0%).
Средний уровень. Ученик выполнил правильно 2 – 3 игры. Учеников с таким уровнем знаний в классе – 7 (31%).
Высокий уровень. Ученик выполнил правильно 4 игры. Учеников с таким уровнем знаний – 14 (60%).
Диаграмма 4. Рейтинг учеников по количеству правильно выполненных 4-х заданий
Диаграмма 5. Соотношение уровней знаний учеников 3 «Б» класса по москвоведению
На основе проведенного нами исследования мы можем предложить следующие рекомендации:
1. Организовывать обучение, стимулирующее активную учебно-познавательную деятельность учащихся, используя различные пути побуждения и развития исследовательских умений младших школьников. 2. Дать возможность младшим школьникам искать истину в процессе открытия для себя нового научного знания, взаимодействия с классом и учителем, а не просто в роли стороннего наблюдателя; развивать интерес младших школьников к исследовательской, творческой деятельности.
3. На уроках окружающего мира целесообразно использовать такие приемы, которые позволяют слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся, способствующих формированию активной личности ученика-исследователя.
4. Положительные результаты исследования подтверждают необходимость использования цикла картин А.М.Васнецова по истории Москвы при организации обучения по Окружающему миру. Уроки с элементами исследования вызывают у учащихся интерес, учат общаться друг с другом. Кроме того, они способствуют формированию мотивации учения и познавательной деятельности, повышают активность учащихся.
Полезная информация:
Понятие связной речи и значение для развития ребенка
Характеристика связной речи и ее особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературы. Применительно с различным видам развернутых высказываний связную речь определяют как совокупность тематически объединенных фрагментов речи, ...
Игровые обучающие ситуации в экологическом воспитании детей пятого года
жизни
Использовать сюжетно- ролевой игры и разнообразные игровые обучающие ситуации в практике работы по экологическому воспитанию дошкольников предложили педагоги – экологи С.Н.Николаева и И.А.Комарова. По их мнению, игровая обучающая ситуация - это полноценная, но специально организованная сюжетно-роле ...
Возрастные и индивидуальные особенности ребенка
Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вм ...