Основные задачи работы с одаренными детьми

Страница 2

В силу этого и некоторых других причин одаренные дети испытывают значительно большие трудности, чем при усвоении, когда им предлагается проявить нестандартный подход, найти оригинальное решение.

По данным многих психологов, высокий уровень интеллектуальных способностей у одаренных детей довольно редко соответствует их творческим возможностям, что впоследствии приводит к большим трудностям самореализации. Таким образом, первая проблема особо одаренных детей - креативность.

Кроме того, самоактуализация особо одаренных детей весьма затруднена в силу недостаточно развитых навыков общения /недостаточной социальных навыков /.

Особо одаренные дети не могут общаться со сверстниками, так как резко забегают вперед в интеллектуальном развитии, но не могут полноценно общаться с более старшими детьми в силу несоответствия социального опыта своим интеллектуальным развитием. Также, общению мешает и особая организация личности этих детей. Таким образом, следующая проблема особо одаренных детей - недостаточная социальная компетентность.

Особую проблему составляют иногда недостатки волевой регуляции у особо одаренных детей. Следует отметить, что те или иные проблемы с формированием волевых привычек есть у большинства детей. Однако у одаренных детей это усугубляется особой ситуацией развития, в которой основной их деятельностью является любимый ими, не требующий у них специальной волевой регуляции умственный труд.

И, наконец, одну из самых острых проблем этих детей составляют трудности профессионального самоопределения - специализации способностей.

Все указанные выше проблемы особо одаренных детей умещаются в глобальную проблему и тем самым задачу развития их личности и способностей: необходимость формирования у них зрелой способности и потребности в самоактуализации.

Под самоактуализацией здесь понимается реализация личностных и творческих возможностей человека в общественно ценной деятельности, с одной стороны, и субъективная удовлетворенность процессом /и реже результатом/ такой деятельности, с другой. Именно эта задача является центральной при работе с особо одаренными детьми. Конечно, эта задача в равной мере относится к работе с любыми детьми, но, пожалуй, именно с одаренными она приобретает подлинно драматический характер.

В настоящее время имеются отдельные приемы и методы, в той или иной мере реализующие каждую из четырех указанные задач. Это "мозговой штурм", синектика, майевтика и многие другие методы для развития креативности, это и метод формирования волевых привычек /В.С. Юркевич/ и особый урок саморегуляции, многочисленные тренинги общения, есть свои методы интенсификации процесса профессиональной ориентации. Однако все эти методы и приемы "разбегаются" по разным психологическим и педагогическим технологиям и в целом не дают принципиально единого результата, связанного именно с возможностями самоактуализации индивида в реальной жизни.

Страницы: 1 2 

Полезная информация:

О необходимых условиях введения безотметочной системы обучения в начальной школе
Работа в режиме безотметочного обучения требует наличия определенных условий, важнейшее из которых - добровольное принятие единой "оценочной политики" всеми членами педагогического коллектива. Важно, чтобы эта "оценочная политика" была не просто принята на уровне школы, но и тща ...

Процесс разработки учебного плана
Прежде чем браться за разработку нового учебного плана, было бы целесообразно определить, насколько существующий учебный план может быть улучшен или адаптирован и как это должно быть сделано. Если действующий учебный план не поддается переводу в требуемый формат, то необходимо проделать весь цикл д ...

Особенности организации среды жизнедеятельности в учреждениях интернатного типа
Учреждение интернатного типа (детский дом) – это особая жизненная среда, в которой растет и развивается ребенок. Эта среда имеет ряд специфических особенностей, которые, так или иначе, оказывают влияние на развитие личности ребенка. В ходе проведенного теоретического исследования условий учреждений ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru