Основные задачи работы с одаренными детьми

Страница 1

Очевидно, что главная задача работа с одаренными детьми должна исходить из особенностей их развития, а еще точнее, из существа их главных проблем. Самую большую проблему для одаренных детей представляют трудности их самореализации. По результатам ряда исследований примерно 30 % особо одаренных детей в дальнейшем оправдывают возлагаемые на них ожидания. С чем связаны такие трудности?

Прежде введем представление о контингенте одаренных детей, о которых говорится в статье. Понятно, что мы придаем принципиальное, приоритетное значение прежде всего развитию творческих способностей у детей и при приеме в обязательном порядке тестируем эти способности. Тем не менее в школу, предназначенную для обучения одаренных детей, изначально попадают прежде всего дети с особо высоким уровнем развития интеллекта /"вундеркинды"/. При этом у них могут быть, а чаще всего отсутствуют высокие творческие способности. Почему так происходит?

Начнем с того, что сколько-нибудь надежно на сегодняшний день в детском возрасте можно выявить особую одаренность только в сфере интеллектуальной. Хотя тесты креативности существуют, однако по общему мнению они значительно менее надежны и валидны, чем интеллектуальные тесты, и единственным сколько-нибудь работающим критерием творческих способностей у детей до сих пор является характер предпочитаемой ими активности, т.е., в конечном итоге, мотивация.

В младшем же школьном, а тем более дошкольном возрасте прием детей в школу для одаренных по креативности вообще не имеет смысла, так как в любом случае она носит незрелый, "наивный" характер и никакого представления о будущих творческих возможностях ребенка не дает.

Анализ зарубежной и отечественной практики работы с одаренными детьми, проведенный нами, показывает, что под понятием "особо одаренные дети" чаще всего имеются в виду либо так называемые "вундеркинды" /дети с резко повышенным по сравнению со сверстниками развитием интеллекта/, либо талантливые дети, т.е. обладающие повышенными специальными способностями, прежде всего в области искусств и спорта.

Именно потому, в понятие "одаренные дети" и тем более "особо одаренные дети" мы вкладываем прежде всего представление о значительных интеллектуальных, т.е. умственных способностях. Именно такие дети представляют основной контингент Сократовской школы, в работе с которыми и отрабатывались основные положения этой статьи. Весьма значительное опережение ребенком сверстников создает у этих детей огромные трудности развития, в силу чего появляется острая необходимость в их специальном обучении, создании для них индивидуальных психолого-педагогических программ развития.

Даже те, кто никогда не работал с ними, догадываются, что эти дети имеют огромные проблемы общения, у них сложные взаимоотношения в семье, они зачастую болезненно самолюбивы и очевидно невротичны.

Самая сильная потребность у одаренных детей - познавательная. Одарённый ребёнок испытывает по-настоящему комфортное состояние только тогда, когда он может спокойно приобретать знания. Любое отвлечение от этого комфорта лишь раздражает его. На вопрос "Что означает время, проведенное с пользой? ” практически все одарённые ученики отвечают: “учёба“, “чтение книг“, "работа на компьютере", “познавательные экскурсии“, так как в это время - “узнаёшь много нового“, "становишься умнее", "интереснее жить". А на вопрос “Что означает время, потраченное попусту?" 90% учеников ответили: “гуляние по двору“, “разговоры по телефону без дела", и. “сон“, так как это “безделье”, “время, в которое ничего нового не узнаёшь.

Одаренные дети очень рано настраиваются на накопление и переработку знаний. Во многих случаях это просто непрерывное их поглощение. Эту их страсть вполне разделяет школа, также направленная прежде всего на передачу опыта, приобщение ребенка к знаниям, накопленным до него человечеством. Не стоит удивляться, что способность одаренного ребенка к качественному усвоению знаний именно в школе встречается с восторженным отношением.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Особенности звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами
Нарушения звукопроизношения при минимальных дизартрических расстройствах имеют свой специфический механизм. Выраженные нарушения звукопроизношения при минимальных дизартрических расстройствах с трудом поддаются коррекции и отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической ...

Технология применения поощрения и наказания
Возьмем любую педагогическую ситуацию. Будучи определенной совокупностью отношений (между педагогом и учащимися, внутриколлективных отношений, отношений учащихся к организуемой деятельности, к самим себе - их внутренних психических состояний), любая ситуация представляет собой как бы "срез&quo ...

Виды профессиональной деятельности педагога-психолога
Согласно "Общей характеристике специальности 031000 Педагогика и психология" основными видами деятельности педагога-психолога являются коррекционно-развивающая, преподавательская, научно-методическая, социально-педагогическая, воспитательная, культурно-просветительская и управленческая. К ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru