Основные задачи работы с одаренными детьми

Страница 1

Очевидно, что главная задача работа с одаренными детьми должна исходить из особенностей их развития, а еще точнее, из существа их главных проблем. Самую большую проблему для одаренных детей представляют трудности их самореализации. По результатам ряда исследований примерно 30 % особо одаренных детей в дальнейшем оправдывают возлагаемые на них ожидания. С чем связаны такие трудности?

Прежде введем представление о контингенте одаренных детей, о которых говорится в статье. Понятно, что мы придаем принципиальное, приоритетное значение прежде всего развитию творческих способностей у детей и при приеме в обязательном порядке тестируем эти способности. Тем не менее в школу, предназначенную для обучения одаренных детей, изначально попадают прежде всего дети с особо высоким уровнем развития интеллекта /"вундеркинды"/. При этом у них могут быть, а чаще всего отсутствуют высокие творческие способности. Почему так происходит?

Начнем с того, что сколько-нибудь надежно на сегодняшний день в детском возрасте можно выявить особую одаренность только в сфере интеллектуальной. Хотя тесты креативности существуют, однако по общему мнению они значительно менее надежны и валидны, чем интеллектуальные тесты, и единственным сколько-нибудь работающим критерием творческих способностей у детей до сих пор является характер предпочитаемой ими активности, т.е., в конечном итоге, мотивация.

В младшем же школьном, а тем более дошкольном возрасте прием детей в школу для одаренных по креативности вообще не имеет смысла, так как в любом случае она носит незрелый, "наивный" характер и никакого представления о будущих творческих возможностях ребенка не дает.

Анализ зарубежной и отечественной практики работы с одаренными детьми, проведенный нами, показывает, что под понятием "особо одаренные дети" чаще всего имеются в виду либо так называемые "вундеркинды" /дети с резко повышенным по сравнению со сверстниками развитием интеллекта/, либо талантливые дети, т.е. обладающие повышенными специальными способностями, прежде всего в области искусств и спорта.

Именно потому, в понятие "одаренные дети" и тем более "особо одаренные дети" мы вкладываем прежде всего представление о значительных интеллектуальных, т.е. умственных способностях. Именно такие дети представляют основной контингент Сократовской школы, в работе с которыми и отрабатывались основные положения этой статьи. Весьма значительное опережение ребенком сверстников создает у этих детей огромные трудности развития, в силу чего появляется острая необходимость в их специальном обучении, создании для них индивидуальных психолого-педагогических программ развития.

Даже те, кто никогда не работал с ними, догадываются, что эти дети имеют огромные проблемы общения, у них сложные взаимоотношения в семье, они зачастую болезненно самолюбивы и очевидно невротичны.

Самая сильная потребность у одаренных детей - познавательная. Одарённый ребёнок испытывает по-настоящему комфортное состояние только тогда, когда он может спокойно приобретать знания. Любое отвлечение от этого комфорта лишь раздражает его. На вопрос "Что означает время, проведенное с пользой? ” практически все одарённые ученики отвечают: “учёба“, “чтение книг“, "работа на компьютере", “познавательные экскурсии“, так как в это время - “узнаёшь много нового“, "становишься умнее", "интереснее жить". А на вопрос “Что означает время, потраченное попусту?" 90% учеников ответили: “гуляние по двору“, “разговоры по телефону без дела", и. “сон“, так как это “безделье”, “время, в которое ничего нового не узнаёшь.

Одаренные дети очень рано настраиваются на накопление и переработку знаний. Во многих случаях это просто непрерывное их поглощение. Эту их страсть вполне разделяет школа, также направленная прежде всего на передачу опыта, приобщение ребенка к знаниям, накопленным до него человечеством. Не стоит удивляться, что способность одаренного ребенка к качественному усвоению знаний именно в школе встречается с восторженным отношением.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Инструменты, приспособления и инвентарь используемый для изготовления модели шатла в школьных мастерских
Программы и методические пособия к урокам трудового обучения учитывают разнообразные условия, в которых работают учителя, они предполагают на выбор варианты изделий и работ, которые выполнимы в обычных классах. Однако это в определенной мере ограничивает развитие трудового обучения, которое полност ...

Основные методы, виды и структура дидактической игры
В современной дидактике существуют различные подходы и варианты классификаций методов обучения. Одной из таких классификаций является распространенная классификация методов обучения по источнику получения знаний (словесные, наглядные и практические методы). Различают общую и частную дидактики. Обща ...

Взаимодействие школьного социального педагога с другими работниками школы, ведомствами и семьями учащихся
Чтобы обеспечить разностороннее развитие личности каждого ребенка, необходимы усилия всего общества, всех государственных и общественных структур. Все согласны с этой мыслью, а школа до сих пор кивает на семью, семья на школу и улицу, общественность - на школу, семью и улицу и т.д. Социальная педаг ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru