Проблема определения тотальных размеров тела у детей и подростков

Образование и воспитание » Влияние занятий атлетизмом на физическое состояние школьников старших классов » Проблема определения тотальных размеров тела у детей и подростков

Как правило, в педагогической практике физическое развитие ребёнка оценивается, главным образом, по изменениям с возрастом тотальных размеров тела (рост, вес и окружность грудной клетки). Исследования в этой области позволили установить, что наиболее интенсивный прирост в морфологическом развитии ребёнка наблюдается в 13-14, 14-15, 15-16 лет.

Если у детей 8-9 лет, указывала Г.П. Сальникова, прирост длины тела за год составляет 4,6 - 6,3 см; вес тела - 1,4 - 4,0 кг и окружность грудной клетки - 1,4 - 4,0 см, то у подростков 13 - 14 лет эти нормативы оказываются значительно выше и составляют соответственно 4,9 - 9,9 см, 3,4 - 8,9 кг и 2,3 - 6,3 см.

Объясняя природу увеличения интенсивности роста размеров тела в подростковом возрасте, ряд авторов указывает на влияние такого фактора, как перестройка эндокринного аппарата, происходящая в период полового созревания.

Исследование влияния систематических занятий физической культурой и спортом на изменение уровня физического развития, проведённое Р.Е. Мотылянской, Л.И. Строговой и Р.А. Иорданской, показало, что юные спортсмены 13-17 лет имели почти такие же данные роста, как и школьники, не занимавшиеся спортом. Но вес тела и окружность грудной клетки у них были заметно больше. В то же время авторы отмечают, что число школьников, имеющих низкие и ниже среднего уровня антропометрические показатели, уменьшается к концу двухлетнего периода систематических занятий спортом. Соответственно увеличивается количество школьников со средними, а иногда и с более высокими оценками физического развития. Эти данные, указывают авторы, находятся в полном соответствии с наблюдениями ряда специалистов, отмечающих тесную связь между уровнем физического развития и двигательным режимом.

Специфическое влияние двигательной деятельности наиболее отчётливо проявляется у взрослых спортсменов с продолжительным стажем занятий спортом. Но значение этого фактора по данным ряда авторов отчасти начинает проявляться уже в подростковом возрасте. Анализ данных физического развития лиц, специализирующихся в силовых видах (атлетизме, тяжёлой атлетике, борьбе и др.), а также в беге на короткие и средние дистанции, позволяет говорить о том, что в формировании типа телосложения спортсменов естественный и искусственный отбор играют не основную роль.

Если для многих видов спорта антропометрические показатели являются существенным фактором при определении перспективности юных спортсменов, то в силовых видах спорта они являются спорными.

В то же время, по мнению Г.С. Туманяна, Э.Г. Мартиросова, представители различных видов спорта отличаются не только тотальными размерами и пропорциями тела, но и некоторыми особенностями конституции организма. Об этом же говорят исследования А.Н. Воробьёва, в которых указывается на то, что упражнения с отягощениями, особенно со значительным весом или при большом напряжении, оказывают специфическое биологическое воздействие на организм.

Многие исследователи сходятся в том, что в подростковом возрасте (13-16 лет у мальчиков) наблюдается выраженный скачок в тотальных размерах тела. Вместе с тем мы не обнаружили работ, связанных с изучением влияния статических нагрузок локального воздействия на изменение физического развития школьников различного возраста.

В данный раздел вошли результаты исследований различных показателей физического развития школьников 5-8 классов в количестве 16 человек, за 12 из которых было установлено непрерывное наблюдение в течение двух лет учёбы в школе. Кроме длины тела исследовались окружность грудной клетки, вес тела и жизненная ёмкость лёгких. Методика замеров этих показателей описана в главе 2.

Полезная информация:

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений
Введение на старшей ступени общего образования двухуровневого федерального компонента государственного образовательного стандарта и нового БУП приводит к возникновению разнообразных моделей организации ПО в зависимости от материально-технических, финансовых, кадровых ресурсов; демографических и ины ...

Родительские стили воспитания и установки
Родительские установки, или позиции, - один из наибо­лее изученных аспектов родительско-детских отношений. Под родительскими установками понимается система, или совокупность, родительского эмоционального отно­шения к ребенку, восприятие ребенка родителем и спо­собов поведения с ним. Понятие «родите ...

Младший школьный возраст
С поступлением в школу происходит изменение социальной ситуации развития. Изменение социальной ситуации развития состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц. Особое значение имеет выделение особого типа отношений со взрослыми, опосредованных задачей («ребенок» - «взросл ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru