В классах и кабинетах школы проходит большая часть времени школьников, поэтому создание в них гигиенически полноценных условий является одним из факторов, влияющих на работоспособность и функциональное состояние детского и подросткового организма.
Учитель должен знать гигиенические требования, предъявляемые к размерам, воздушной среде, освещению и отоплению кабинета, школьной мебели, а также правила размещения учащихся в кабинете.
В учебных кабинетах обычной прямоугольной конфигурации столы размещаются в три ряда с соблюдением нужной освещенности рабочих мест, разрывов между рядами столов и стенами. При этом должны выдерживаться следующие расстояния:
от наружной стены до первого ряда столов – не менее 0,5 м;
от внутренней стены до третьего ряда – 0,5 м;
от задней стены до последних столов – 0,65 м;
от классной доски до первых столов – 2 м;
от классной доски до последнего стола – не более 8 м;
между рядами – 0,6 м.
Микроклимат кабинета обусловливается физическими свойствами и химическим составом воздуха. Полноценной в гигиеническом отношении среда кабинета считается, когда температура воздуха составляет 18-20 градусов для средних широт, 21-22 градуса для северных, 17 градусов для южных широт с перепадами ее по горизонтали и вертикали не более 2-3 градусов; относительной влажностью 30-60%, скоростью движения воздуха 0,2-0,4 м/сек, содержанием кислорода 21%, углекислого газа 0,004% в городских и 0,003 в загородных школах.
Учебный процесс связан не только с умственным трудом, но и со значительной статической нагрузкой на мышцы, удерживающие тело ученика в определенном положении. Длительно сохраняемая постоянная поза оказывает существенное влияние на формирование осанки ребенка, затрудняет работу центральной нервной системы, сердечно-сосудистой, пищеварительной и дыхательной систем, слухового и зрительного анализаторов. Поэтому весьма важным является правильный подбор мебели соответственно росту ученика.
Рассаживание учащихся должно проводиться учителями и классными руководителями под руководством врача или медицинской сестры после измерения роста учащихся в обуви в начале каждого учебного года.
Согласно гигиеническим требованиям рабочие места в кабинетах за первыми и вторыми партами в любом ряду нужно отводить учащимся со сниженным слухом. Школьники с пониженной остротой зрения должны сидеть за первыми партами в ряду у окна. Дети, склонные к простудным заболеваниям, страдающие ревматическими заболеваниями должны сидеть за партами, стоящими возможно дальше от окна.
Не менее двух раз в год учащихся, сидящих в 1-м и 3-м рядах, меняют местами, не нарушая соответствии номера парты их росту.
Естественное освещение кабинета считается достаточным, если коэффициент естественной освещенности на наиболее удаленном от окна месте достигает 1,75-2,0% для средней полосы России.
Основной поток света должен предусматриваться только с левой стороны от учащихся. Световые проемы в стене, на которой расположена доска, не допускаются, чтобы свет не слепил глаза. Желательно оборудовать окна кабинета солнцезащитными устройствами типа жалюзи либо тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели.
Искусственное освещение имеет не меньшее значение, чем естественное. В средней полосе России на первые два урока первой смены необходимо включать искусственное освещение.
Классная доска должна освещаться двумя зеркальными светильниками, которые устанавливаются параллельно ей. Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
Полезная информация:
Онтогенез речи в условиях билингвизма
Термин "ранний детский билингвизм" используется для характеристики условий воспитания ребенка, находящегося с рождения в контакте с двумя языками и приобретающего во время своего развития одновременно две речевые системы. Еще в 1928 году Л.С. Выготский писал: "Вопрос о многоязычии в ...
Организация индивидуальной работы по совершенствованию памяти
В ходе выполнения практической работы по данной теме нами было проведено исследование в Куртамышской средней школе №2 в 3 «Б» классе. В данном классе 20 человек: 10 мальчиков и 10 девочек. Одна девочка обучается на дому. Обследованию подвергались 19 учащихся. Классный руководитель даёт следующую ха ...
Педагогический такт
Как показывает опыт, именно наличие педагогического такта позволяет педагогу строить общение на положительных эмоциях, а также позволяет педагогу выбрать правильный в данной ситуации метод стимулирования и воздействия, дабы повернуть ситуацию в необходимом направлении. Педагогический такт в букваль ...