Трудности логопедической работы

Образование и воспитание » Трудности логопедической работы

Страница 1

Одной из важнейших задач коррекционной педагогики на современном этапе ее развития является совершенствование логопедической работы, направленной на определение путей и способов эффективного преодоления нарушений грамматического строя при общем недоразвитии речи, на формирование функции словоизменения существительных у дошкольников с системным нарушением речи.

Под общим недоразвитием речи понимают такую форму речевого нарушения у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи.

Определение направления и форм коррекционного воздействия на любом этапе логопедической работы с детьми дошкольного возраста зависит от решения вопроса о своеобразии структуры нарушения и симптоматики речевого недоразвития. При разработке теоретических аспектов логопедии как раздела коррекционной педагогики, определяющей содержание, направления и формы коррекционного воздействия для преодоления речевых нарушений было сформулировано два классификационных подхода: клинико-педагогический и психолого-педагогический.

Одна из первых попыток обобщить результаты многолетних изучений речевых нарушений у детей и взрослых, описать эти нарушения и классифицировать их была предпринята М.Е.Хватцевым, в исследованиях которого отражен дифференцированный подход к изучению сложных речевых дефектов при различных видах нарушений развития и выбору путей и методов коррекционной помощи лицам различного возраста. Под нарушениями речи М.Е. Хватцев понимал "всевозможные отклонения от нормы, стандарта речи, т.е. общепринятого в данном языке типизированного проявления восприятия ее, начиная с нарушений отдельных компонентов и заканчивая полным отсутствием словесного общения", и отмечал различные проявления речевых нарушений, представленные нарушением отдельных языковых компонентов или касающиеся всей структуры языка.

В работах С.С. Ляпидевского речевые нарушения рассматриваются с точки зрения клинического подхода. Описывая нарушения речи, исследователь отмечает, что они "не представляют собой какую-то единую аморфную группу". По мнению С.С. Ляпидевского, в группе речевых расстройств имеются различные формы, которые характеризуются разнообразными проявлениями клинической симптоматики и неоднородными проявлениями структуры нарушения. Имеющиеся в логопедии, как отмечает автор, подходы к оценке речевых нарушений, направлены на разграничение клинических и педагогических симптомов, что часто приводит к несогласованности действий в процессе организации коррекционного воздействия, так как одни специалисты пользуются педагогической терминологией в определении речевого дефекта, другие применяют клиническую терминологию.

Отмечая существование клинической классификации речевых нарушений наряду с педагогической, С.С. Ляпидевский отмечает, что в ней предполагается учет того, какой из речевых анализаторов нарушен, в каком отделе и в какой степени проявляются эти нарушения. Иной подход к пониманию недоразвития речи отражен в исследованиях Р.Е. Левиной, которая, изучая проявления недоразвития речи у большого количества детей, отмечала, что нарушения устной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста многообразны по своим проявлениям. Они могут касаться не только произношения, но и затрагивать процессы фонемообразования, выражаться в затруднениях звукового анализа.

Нарушения речи у детей многообразны по своим проявлениям и "имеют различное происхождение и различную структуру ее проявления". Для понимания и оценки речевых нарушений, которые могут быть квалифицированы как общее недоразвитие речи, необходимо разграничение нарушений речи со сходными состояниями.

Речевые нарушения, по мнению Р.Е. Левиной, должны быть отграничены от возрастных особенностей развития речи. Для оценки речевого развития ребенка необходимо помнить, что на каждом этапе речевого развития ребенку свойственны определенные особенности произношения звуков, использования лексических и грамматических средств языка и особенности построения предложения. Эти явления связаны с так называемым физиологическим несовершенством речевой функции. То есть, оценка несформированности речевых средств как проявление общего ее недоразвития должна производиться лишь с учетом возрастных норм.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Личностно ориентированные технология обучения
Личностно- ориентированное обучение – способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей. Цель такого обучения - создание условий для обеспечения собственной ...

Психолого-педагогический аспект изучения темы «Углы» в 8 классе средней общеобразовательной школы
Отрочество, подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности (от 11- 12 лет до 14-15 лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими; через внешние срывы и колоссал ...

Влияние оценки на эмоциональное состояние подростков
Подростки уделяют внимание учебным занятиям гораздо меньше. Сфера жизнедеятельности подростков заметно расширяется: они участвуют в различных кружках, спортивных секциях, много времени уделяют общению, развлечениям. В подавляющем большинстве подростки относятся к учёбе довольно равнодушно, и успева ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru