Трудности логопедической работы

Образование и воспитание » Трудности логопедической работы

Страница 2

В ряде случаев "нарушение охватывает как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы, что выражается в общем недоразвитии речи. Кроме того, как считает Р.Е. Левина, необходимо отличать речевые нарушения от дефектов речи, которые сопутствуют другим аномалиям, представляя собой их следствие. Отклонения в развитии речи в том или ином виде встречаются при разнообразных аномалиях развития, что "создает объективные трудности распознавания и правильной оценки речевой патологии у детей". Среди таких нарушений развития необходимо отметить умственную отсталость, нарушения слуха, нарушение зрения.

Одной из задач является задача отграничения случаев речевой патологии, при которой речевой дефект является "ядром" аномалии, от случаев, при которых дефекты речи сопутствуют другим аномалиям развития и являются их следствием. Для разграничения речевых нарушений при различных аномалиях развития Р.Е. Левиной предложено в каждом случае выявлять первичные симптомы (проявления) и симптомы, составляющие прямое или отсроченное их последствие. Такой подход к оценке структуры речевого нарушения полностью соответствует учению о структуре аномального развития Л.С. Выготского, который выделял первичный дефект и вторичные отклонения в структуре аномального развития, и позволяет отнести понятие "общее недоразвитие речи" к симптомологическим понятиям, т.е. ориентированным на выявление, прежде всего, речевой симптоматики. Одним из ведущих принципов, положенных Р.Е. Левиной в основу разработки учения об общем недоразвитии речи, был принцип развития, который предполагал анализ процесса возникновения речевого нарушения. Указанный подход позволял выявить в проявлении аномалий речевого развития закономерную связь, при которой первичное нарушение обусловливает появление и проявление вторичных по отношению к причине, но, как правило, не менее тяжелых по влиянию на формирующуюся речевую функцию нарушений.

Н.А. Никашина обосновывает необходимость коррекционной логопедической работы с учащимися массовой школы на логопедических пунктах с учетом того, что среди учащихся с нарушениями устной речи встречаются "дети с общим недоразвитием речи, выраженным как недостатками произношения отдельных звуков, так и неправильным воспроизведением слоговой структуры слова, недостаточным словарным запасом, неправильным грамматическим строем речи".

На современном этапе развития логопедии проблема оценки речевых нарушений остается актуальной, и исследователи ищут возможности рассматривать речевое нарушение с учетом пересечения клинико-педагогической и психолого-педагогической классификации. По мнению Р.И. Лалаевой, используемые классификации не противоречат друг другу, а рассматривают речевые нарушения в различных, дополняющих друг друга аспектах. Клинико-педагогическая классификация раскрывает механизмы, формы и виды речевых расстройств, т.е. структуру дефекта. Психолого-педагогическая классификация, в которой и описано общее недоразвитие речи, отражает симптомологический подход к определению характера речевого нарушения, симптоматики и выявления нарушенных компонентов. Анализируя симптомы общего недоразвития речи, исследователи отмечали, что речевое недоразвитие касается всех компонентов речевой деятельности: звукопроизношения, фонемообразования, реализации лексико-грамматического строя речи, порождения связного высказывания.

Целенаправленная коррекционная логопедическая работа, содержание которой разработано с учетом нарушенных закономерностей формирования грамматического строя речи и операций грамматического структурирования высказываний с пространственным значением у детей с общим недоразвитием речи, направленная на формирование нарушенных операций, способствует преодолению нарушений предложно-падежных форм существительных с пространственным значением в импрессивной и экспрессивной речи.

Усвоение предложно-падежных форм существительных с пространственным значением на неосознанном уровне и правильное использование в речи ребенком дошкольного возраста является необходимой предпосылкой осознанного усвоения морфологической системы языка в процессе школьного обучения.

Страницы: 1 2 

Полезная информация:

Организационно-педагогические условия культурно-досуговой деятельности, способствующие проявлению и развитию социальной компетентности студента
В условиях изменившейся парадигмы образования, когда главным стало не только наличие у выпускника определённой суммы знаний, умений и навыков, а его личностные «приращения», социальная компетентность приобретает всё большую значимость. Социальная компетентность определяет весь жизненный путь челове ...

Содержание ключевых образовательных компетенций
Образовательная компетенция, по мнению А. В. Хуторского, – это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к реальной действительности. ...

Краткая характеристика методов обучения
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности 1) Большое значение в обучении имеет устное изложение (объяснение) изучаемого материала учителем. Для этого используются словесные методы: Рассказ — это метод повествовательно-сообщающего изложения учителем описательного материал ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru