Подходы к определению понятия «информационная культура личности»

Страница 3

О становлении информационной культурологии, в частности, свидетельствует работа В.А.Фокеева, содержащая «ядерный» список публикаций по проблемам информационной культуры и позволяющая представить диапазон различных областей научного знания, представители которых участвуют в становлении и развитии этой новой научной дисциплины.

Попытка систематизации существующих представлений об информационной культуре личности предпринята в учебном пособии Н. Б Зиновьевой.

Сегодня, ученые, осознав острую потребность информационной подготовки личности в образовательных учреждениях, библиотеках, медиатеках и пытающиеся на практике осуществить мероприятия, связанные с формирования информационной культуры тех или иных социальных групп общества, испытывают серьезные затруднения.

Основная сложность связана с многозначностью самого понятия «информационная культура», вызванного полисемией лежащих в его основе базовых понятий – «информация» и « культура». Неопределенность при использовании усугубляется также из-за наличия множества близких, но не тождественных ему по смыслу понятий: «библиотечно-библиографическая культура», «культура чтения», « библиотечно-библиографические знания», «библиотечно-библиографическая грамотность», «информационная грамотность», «компьютерная грамотность».

Наряду с понятиями, ориентированными на конечный результат – «культура, знания, грамотность», существует также ряд родственных понятий, связанных с достижением этого результата: «библиотечно-библиографическая подготовка», «библиотечно-библиографическая ориентация», «обучение пользователей (потребителей информации)», «пропаганда библиотечно-библиографических и информационных знаний» и другие, порожденные практикой работы библиотек и информационных учреждений.

Из перечисленного ряда понятий наиболее распространенными являются: «библиотечно-библиографическая грамотность», «культура чтения», «пропаганда библиотечно-библиографических и информационных знаний», «компьютерная грамотность». Определения этих понятий приводятся ниже по мере их исторического становления.

Библиотечно-библиографическая грамотность – комплекс знаний, умений и навыков читателя, обеспечивающих эффективное использование справочно-библиографического аппарата и фонда библиотеки. Включает знания о структуре библиотечного фонда, составе библиотечных каталогов, картотек и библиографических пособий, правилах пользования библиотеками; умения найти в библиографических пособиях, каталогах и картотеках необходимые источники информации и оформить читательское требование на них.

Стремление библиотек к эффективному использованию накопленных информационных ресурсов, к повышению качества библиотечно-библиографического обслуживания привело к расширению состава компонентов, характеризующих библиотечно-библиографическую грамотность читателя. В число новых компонентов стало входить знание ассортимента существующих информационных продуктов и услуг, причем имеющихся не только в данной библиотеке, но и в государственной системе научно-технической информации в целом, умение пользоваться возможностями межбиблиотечного и международного библиотечного абонента.

Необходимость обеспечить продуктивную работу читателей с источниками информации, прежде всего, с книгами, обусловила дальнейшее расширение границ библиотечно-библиографической грамотности и привело к появлению нового понятия – культура чтения. Культура чтения – составная часть общей культуры личности, представляющая собой комплекс навыков работы с книгой, включающий осознанный выбор тематики, систематичность и последовательность чтения, а также умение находить нужную литературу с помощью библиографических пособий, пользоваться справочно-библиографическим аппаратом, применять рациональные приемы, максимально усваивать и глубоко воспринимать прочитанное (тезирование, конспектирование, аннотирование, рецензирование и т.п.), бережно обращаться с произведениями печати. Культура чтения рассматривается как необходимая составная часть культуры труда, обучения и самообразования. Внедрение новых форм представления информации (баз данных, электронных книг, электронных журналов, газет и др.), стремительное развитие компьютерных технологий обработки информации, появление автоматизированных библиотек, располагающих электронными каталогами – все это выдвинуло на первый план в сфере поиска эффективных способов и средств работы с информацией понятие «компьютерная грамотность». Его появление не означало отмирания понятий «библиотечно-библиографическая грамотность» и «культура чтения», но, вместе с тем, отразила существенное снижение общественного интереса к ним.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Взаимосвязь нравственного и физического воспитания
С поступлением ребёнка в школу в его жизни происходит ряд серьёзных изменений. В интересующем нас отношении они проявляются прежде всего в том, что у ребёнка появляется дело (учение), отношение к которому, наряду с успешностью его выполнения, постоянно оценивается взрослыми. При поступлении в школу ...

Использование заданий творческого характера на уроках математики
Система задач и упражнений позволяют решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции. Наиболее подходящий формой по развитию креативности является представление специально выделенного урока один раз в неделю. Достоинством такой ...

Виды и наименования высших учебных заведений
1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт. 2. Университет – высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подгото ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru