Подходы к определению понятия «информационная культура личности»

Страница 2

Особое влияние на наполнение понятия информационная культура новым содержанием оказали работы специалистов в области информатики, вычислительной техники, новых информационных технологий. Расширяющееся использование в повседневной жизни современных технических средств, применение новейшей информационной техники и технологии определили возникновение нового типа грамотности - компьютерной.

Однако ориентация на зарубежную информационную технику и технологию привела к распространению и соответствующей англо-язычной терминологии, и, прежде всего, термина «компьютерная грамотность». Именно этот термин за рубежом обычно выступает как важнейший атрибут члена информационного общества, стоящий в одном ряду с понятиями информационной и функциональной грамотности.

При этом компьютерная грамотность мыслится как составная часть и средство для обеспечения функциональной грамотности. Компьютерная грамотность определяется как все то, что нужно человеку, чтобы иметь дело с компьютером, с целью функционирования в обществе, основанном на информации.

К сожалению, заимствованный за рубежом термин «компьютерная грамотность» стал использоваться в отечественной литературе для обозначения другого понятия – информационной культуры. Наиболее наглядно это проявляется в содержании нормативных документов Министерства образования, регламентирующих изучение информатики в общеобразовательных учреждениях. Примером тому могут служить « Обязательный минимум содержания образования по информатике», хотя у российской науке уже имелись более продуктивные подходы к формированию не просто компьютерной грамотности, а компьютерной культуры. В соответствии с концепцией ученых А. П. Ершова и В. М. Монахова « компьютерная культура» включает наряду с компьютерной грамотностью знания и умения, связанные с решением конкретных информационных задач.

Компьютерная грамотность согласно этой концепции предполагает элементарные знания о методах математического моделирования и умение строить простые математические модели; знание основных алгоритмических структур и умение применять это знание для построения алгоритмов решения задач по математическим моделям; понимание устройства функционирования ЭВМ и элементарные навыки составления программ для ЭВМ по построенному алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня.

Наряду с компьютерной грамотностью к другим компонентам компьютерной культуры относятся навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности; навыки их формализованного описания; навыки квалифицированного использования основных типов информационных систем (и пакетов прикладных программ общего назначения) для решения с их помощью практических задач; умение грамотно интерпретировать результаты решения несложных практических задач с помощью ЭВМ и применять эти результаты в реальной деятельности.

В ходе развития теории информационной культуры в круг принимающих участие в ее формировании специалистов стали входить представители таких наук, как семиотика, лингвистика, социология, психология, педагогика, культурология, эстетика и других.

В результате в 90-х годах стала утверждаться точка зрения о необходимости осмысления и обобщения накопленных знаний по теории информационной культуры в рамках новой научной дисциплины - информационной культурологии, теоретические основания которой заложены в трудах профессора М.Г. Вохрышевой.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте
Условно можно выделить следующие взаимосвязанные этапы профессионального самоопределения: дошкольный - формирование первоначальных трудовых навыков и умений; начальная школа (пропедевтический) - возникновение понимания роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности (игрово ...

Анализ состояния физического воспитания в школах юга Кыргызской Республики
Представлялось интересным изучение состояния физического воспитания в общеобразовательных школах юга Кыргызской Республики. Известно, что социологические исследования в педагогической науке дают богатейшую информацию позволяющую определить рациональное направление по улучшению обнаруженных недостат ...

Что ставит под угрозу валидность результатов наблюдения
Требуя научных методов наблюдения, мы пытаемся уменьшить ту опасность, которой постоянно подвергаются наивное наблюдение и восприятие. Некоторые тенденции, ведущие к фальсификации результатов наблюдения, должны быть здесь названы. Восприятие никогда не является процессом, в ходе которого мы нейтрал ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru