Подходы к определению понятия «информационная культура личности»

Страница 2

Особое влияние на наполнение понятия информационная культура новым содержанием оказали работы специалистов в области информатики, вычислительной техники, новых информационных технологий. Расширяющееся использование в повседневной жизни современных технических средств, применение новейшей информационной техники и технологии определили возникновение нового типа грамотности - компьютерной.

Однако ориентация на зарубежную информационную технику и технологию привела к распространению и соответствующей англо-язычной терминологии, и, прежде всего, термина «компьютерная грамотность». Именно этот термин за рубежом обычно выступает как важнейший атрибут члена информационного общества, стоящий в одном ряду с понятиями информационной и функциональной грамотности.

При этом компьютерная грамотность мыслится как составная часть и средство для обеспечения функциональной грамотности. Компьютерная грамотность определяется как все то, что нужно человеку, чтобы иметь дело с компьютером, с целью функционирования в обществе, основанном на информации.

К сожалению, заимствованный за рубежом термин «компьютерная грамотность» стал использоваться в отечественной литературе для обозначения другого понятия – информационной культуры. Наиболее наглядно это проявляется в содержании нормативных документов Министерства образования, регламентирующих изучение информатики в общеобразовательных учреждениях. Примером тому могут служить « Обязательный минимум содержания образования по информатике», хотя у российской науке уже имелись более продуктивные подходы к формированию не просто компьютерной грамотности, а компьютерной культуры. В соответствии с концепцией ученых А. П. Ершова и В. М. Монахова « компьютерная культура» включает наряду с компьютерной грамотностью знания и умения, связанные с решением конкретных информационных задач.

Компьютерная грамотность согласно этой концепции предполагает элементарные знания о методах математического моделирования и умение строить простые математические модели; знание основных алгоритмических структур и умение применять это знание для построения алгоритмов решения задач по математическим моделям; понимание устройства функционирования ЭВМ и элементарные навыки составления программ для ЭВМ по построенному алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня.

Наряду с компьютерной грамотностью к другим компонентам компьютерной культуры относятся навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности; навыки их формализованного описания; навыки квалифицированного использования основных типов информационных систем (и пакетов прикладных программ общего назначения) для решения с их помощью практических задач; умение грамотно интерпретировать результаты решения несложных практических задач с помощью ЭВМ и применять эти результаты в реальной деятельности.

В ходе развития теории информационной культуры в круг принимающих участие в ее формировании специалистов стали входить представители таких наук, как семиотика, лингвистика, социология, психология, педагогика, культурология, эстетика и других.

В результате в 90-х годах стала утверждаться точка зрения о необходимости осмысления и обобщения накопленных знаний по теории информационной культуры в рамках новой научной дисциплины - информационной культурологии, теоретические основания которой заложены в трудах профессора М.Г. Вохрышевой.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Развитие мышления учащихся на уроках английского языка в 6 классах
Общие принципы развивающего обучения конкретизируются в зависимости от специфики изучаемого учебного предмета, в данном случае иностранного (английского) языка. Исследования, проведенные В.В.Давыдовым, А.М.Матюшкиным и другими ведущими психологами показали, что не любое обучение может дать желаемый ...

Философские и психологические основы педагогики Гербарта
Гербарт предпринял попытку разработать систему педагогической науки на основе идеалистической философии, главным образом этики и психологии. По своему мировоззрению Гербарт был метафизиком. Он утверждал, что мир состоит из бесконечного множества вечных сущностей — реалов, которые недоступны познани ...

Развитие интерьера детской комнаты в историческом аспекте
В конце 18 века семья, хозяйство, воспитание детей отходили на задний план. Очень быстро в верхах общества устанавливается обычай не кормить детей матери. (Конечно, это не в провинции и, конечно, не у какой-нибудь бедной помещицы, у которой двенадцать человек детей и тридцать душ крепостных, а у дв ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru