Психолого-педагогические основания воспитания организованности как ключевого качества личности в младшем школьном возрасте

Образование и воспитание » Воспитание организованности младших школьников средствами ИКТ-технологий » Психолого-педагогические основания воспитания организованности как ключевого качества личности в младшем школьном возрасте

Страница 3

Эмоциональная характеристика включает переменные "стеничность" и "астеничность". Стенические эмоции выражаются в чувстве радости при преодолении препятствий, гордости при достижении цели, оптимизма в начале нового дела, в спокойствии при неудачах и т.д. Астенические эмоции - это тревога от собственной спонтанности и неорганизованности, разочарование и гнев при невозможности преодолеть собственную неорганизованность, подавленность, когда заедает быт и текучка, и неуверенность от перспективы организовать свою деятельности.

Регуляторная характеристика оценивает "интернальную" и "экстернальную" регуляцию организованности. Интернальная регуляция личности зависит главным образом от воли и организации совместной деятельности, от умения организовывать собственную деятельность, от целенаправленной работы над собой. "Экстернальность" свидетельствует о наличии внешнего контроля в проявлении организованности. У человека отсутствует вера в себя и свои силы, он предпочитает руководствоваться предложенным планом или распорядком работы, чем выдумывать это самому, полагается на случай или везение.

Мотивационный компонент включает в себя переменные "социоцентризма" и "эгоцентризма". "Социоцентризм" организованности - это стремление сплотить коллектив, в котором работает или учится человек, стремление повысить социальный статус коллектива и помочь коллегам максимально реализовать свои возможности. Он характеризуется чувством долга и ответственности. "Эгоцентризм" организованности - потребность полнее реализовать собственные возможности, желание руководить и быть лидером, достичь высоких результатов в своих делах, стремление как можно больше взять для себя от жизни и сделать свою карьеру.

Когнитивный компонент представлен "осмысленностью" и "осведомленностью". "Осмысленность" организованности понимается как проявление пунктуальности и прилежности человека, обеспечивает упорядоченность и планомерность в работе; характеризуется рациональностью, аккуратностью собранностью и т.д. "Осведомленность" выступает как многообразие сведений об отдельных сторонах организованности, в связи с этим человек неверно понимает данное свойство личности и не умеет разграничивать его с другими качествами.

Продуктивный компонент также содержит две переменные: "предметно-коммуникативную" и "субъективно-личностную". "Предметно-коммуникативная" организованность способствует быстрому достижению коллективных целей, поддерживанию нормальной деловой атмосферы в группе, планомерности, четкой организации совместной деятельности и т. п. "Субъективно-личностная" реализуется в интеллектуальном развитии личности, повышении самооценки, расширении сферы личной компетентности, росте привлекательности и улучшении имиджа.

Более наглядно с перечисленными составляющими организованности можно ознакомиться на схеме ниже.

Рис. 1 Организованность как функциональная система

Е. С. Рабунский выделяет три уровня организованности:

а) низкий уровень – ученик неорганизован, неаккуратен, "разбросан"; постоянно нарушает режим дня; не умеет планировать "отсроченных заданий", выполняет их обычно в последний день работы, "штурмом";

б) средний уровень – ученик не всегда организован и аккуратен, бывают срывы; умеет планировать "отсроченные задания", однако зачастую поверхностно; такие планы не являются для ученика руководством для самостоятельной деятельности и часто не выполняются; иногда ученик просит учителя и товарищей усилить контроль над ним со стороны ("не хватает на все времени");

в) высокий уровень – ученик организован, аккуратен, собран; систематически, умело планирует "отсроченные задания"; строго выполняет план работы, но не бездумно, а творчески, уточняя их, внося необходимые коррективы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Цель воспитания
Говоря о воспитании, следует прежде всего определиться, что же является его целью? «Знать цель воспитания, значит, уяснить философскую сторону вопроса, которая при том или ином разрешении может коренным образом изменить постановку воспитания. В соответствии с этой целью мы будем вести воспитательны ...

Выявление уровня развития связной диалогической речи у детей средней группы
Для выявления уровня сформированности у детей диалогической речи, необходимо было проведение констатирующего эксперимента, целью которого стало: выявить уровень сформированности диалогической речи у детей. База эксперимента – МДОУ ЦРР №17 «Гномики». В эксперименте приняло участие 10 детей средней г ...

Информатизация общества и образования. Информационные системы в образовании
Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации. Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцировани ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru