Психолого-педагогические основания воспитания организованности как ключевого качества личности в младшем школьном возрасте

Образование и воспитание » Воспитание организованности младших школьников средствами ИКТ-технологий » Психолого-педагогические основания воспитания организованности как ключевого качества личности в младшем школьном возрасте

Страница 3

Эмоциональная характеристика включает переменные "стеничность" и "астеничность". Стенические эмоции выражаются в чувстве радости при преодолении препятствий, гордости при достижении цели, оптимизма в начале нового дела, в спокойствии при неудачах и т.д. Астенические эмоции - это тревога от собственной спонтанности и неорганизованности, разочарование и гнев при невозможности преодолеть собственную неорганизованность, подавленность, когда заедает быт и текучка, и неуверенность от перспективы организовать свою деятельности.

Регуляторная характеристика оценивает "интернальную" и "экстернальную" регуляцию организованности. Интернальная регуляция личности зависит главным образом от воли и организации совместной деятельности, от умения организовывать собственную деятельность, от целенаправленной работы над собой. "Экстернальность" свидетельствует о наличии внешнего контроля в проявлении организованности. У человека отсутствует вера в себя и свои силы, он предпочитает руководствоваться предложенным планом или распорядком работы, чем выдумывать это самому, полагается на случай или везение.

Мотивационный компонент включает в себя переменные "социоцентризма" и "эгоцентризма". "Социоцентризм" организованности - это стремление сплотить коллектив, в котором работает или учится человек, стремление повысить социальный статус коллектива и помочь коллегам максимально реализовать свои возможности. Он характеризуется чувством долга и ответственности. "Эгоцентризм" организованности - потребность полнее реализовать собственные возможности, желание руководить и быть лидером, достичь высоких результатов в своих делах, стремление как можно больше взять для себя от жизни и сделать свою карьеру.

Когнитивный компонент представлен "осмысленностью" и "осведомленностью". "Осмысленность" организованности понимается как проявление пунктуальности и прилежности человека, обеспечивает упорядоченность и планомерность в работе; характеризуется рациональностью, аккуратностью собранностью и т.д. "Осведомленность" выступает как многообразие сведений об отдельных сторонах организованности, в связи с этим человек неверно понимает данное свойство личности и не умеет разграничивать его с другими качествами.

Продуктивный компонент также содержит две переменные: "предметно-коммуникативную" и "субъективно-личностную". "Предметно-коммуникативная" организованность способствует быстрому достижению коллективных целей, поддерживанию нормальной деловой атмосферы в группе, планомерности, четкой организации совместной деятельности и т. п. "Субъективно-личностная" реализуется в интеллектуальном развитии личности, повышении самооценки, расширении сферы личной компетентности, росте привлекательности и улучшении имиджа.

Более наглядно с перечисленными составляющими организованности можно ознакомиться на схеме ниже.

Рис. 1 Организованность как функциональная система

Е. С. Рабунский выделяет три уровня организованности:

а) низкий уровень – ученик неорганизован, неаккуратен, "разбросан"; постоянно нарушает режим дня; не умеет планировать "отсроченных заданий", выполняет их обычно в последний день работы, "штурмом";

б) средний уровень – ученик не всегда организован и аккуратен, бывают срывы; умеет планировать "отсроченные задания", однако зачастую поверхностно; такие планы не являются для ученика руководством для самостоятельной деятельности и часто не выполняются; иногда ученик просит учителя и товарищей усилить контроль над ним со стороны ("не хватает на все времени");

в) высокий уровень – ученик организован, аккуратен, собран; систематически, умело планирует "отсроченные задания"; строго выполняет план работы, но не бездумно, а творчески, уточняя их, внося необходимые коррективы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Системы производственного обучения
Система ПО – это совокупность взаимодействующих частей процесса обучения трудовой деятельности: содержания, методов, средств и организационных форм. В ходе развития человечества, роста науки, технического прогресса сложились системы ПО, связанные с подготовки кадров, которые широко используются в п ...

Рекомендации по технологии обучения младших школьников написанию сочинения
Результатом проделанной работы могут стать различного вида рекомендации по написанию сочинений как способа развития творческого воображения младших школьников. Интересен прием под названием «Обучение детей вариативности в раскрытии темы сочинения». Исследование методической литературы позволяет обо ...

Учебное исследование в структуре познавательной деятельности школьников
В настоящий момент особенно остро встает вопрос подготовки ученика, стремящегося действовать самостоятельно, за рамками требований учителя, не ограничивающего сферу своих интересов и активного исследования предлагаемым ему учебным материалом, умеющего представлять и аргументировано отстаивать свое ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru