Психолого-педагогические основания воспитания организованности как ключевого качества личности в младшем школьном возрасте

Образование и воспитание » Воспитание организованности младших школьников средствами ИКТ-технологий » Психолого-педагогические основания воспитания организованности как ключевого качества личности в младшем школьном возрасте

Страница 1

Человек – существо социальное. Сущность комплексного восприятия всех его индивидуальных качеств передается в таком понятии как личность.

По мнению Л.И.Божович, "личность – это человек, который достиг определенного, достаточно высокого уровня своего психического развития. Самая существенная характеристика его, когда он действительно становится личностью, заключается в том, что он способен господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами; он способен также сознательно управлять и самим собой".

В рамках системно-деятельностного подхода личность рассматривается как "относительно устойчивая совокупность психических свойств, как результат включения индивида в пространство межиндивидуальных связей".

Необходимо понимать, что сама категория "личность" не возникает спонтанно. По мнению С.И. Гессена: " .личность человека . есть дело рук самого человека, продукт его самовоспитания. Поскольку личность никогда не дана готовой, но всегда созидается, она есть не пассивная вещь, но творческий процесс".

Личность описывается через ряд специфических черт, характеристик, одной из которых является организованность.

Как показывает обзор литературы, специального исследования организованности как качества личности до настоящего времени не проводилось. Имеются работы, посвященные анализу отдельных проявлений организованности, в частности, — анализу приемов рациональной работы в той или иной деятельности (Ю.А. Самарин, П.Я. Гальперин, 3.А. Решетова, В.В. Чебышева, Т.Н. Боркова, И.Н. Назимов и др.), процессу формирования у младших школьников умения выполнять домашние задания без отвлечений (С.Г. Якобсон), организованно проводить в интернате утренний режимный момент (Н.Ф. Прокина). Имеется также ряд работ, в которых организованность рассматривается в общем, плане воспитания воли и характера.

Уманский Л.И. и Лутошкин А.Н. определяют организованность как "способность подчинить себя необходимому режиму, спланировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность; как свойство или состояние группы или отдельного человека, которое выражается в известном порядке, планомерности действий, отношений, поведения, в четкой системе ответственной зависимости".

Н.Д.Левитов, занимаясь вопросами психологии характера, рассматривает организованность, как качество личности, как одну из волевых черт характера: "Человек сильной воли – организованный, умеющий подчинять свою деятельность определенным принципам, вносить порядок в свои желания. Такой человек, прежде всего, обладает замечательными чертами, которые необходимо прививать учащимся с первых дней их обучения в школе: выдержкой и самоконтролем".

В.И. Селивановым организованность определяется, как " . умение планировать свои действия и руководствоваться планом при исполнении".

По мнению Н.Е. Бекузаровой организованность – "качество личности, позволяющее ей легче (успешнее) справляться с предъявляемыми к ней требованиями окружающей действительности, согласовывать эти требования и собственные желания, освобождая себя от внешнего, принудительного контроля, проверок".

Целостно-функциональный подход к исследованию свойств личности разработан А. И. Крупновым (1983). Согласно данному подходу, каждое свойство личности включает в себя личностные и индивидуальные характеристики, функционально связанные между собой. Личностные характеристики содержат мотивационные, когнитивные и продуктивные переменные, которые обусловлены социальными факторами развития и зависят от социального окружения. Индивидуальные характеристики включают в себя динамические, эмоциональные и регуляторно-волевые составляющие. Эти характеристики в большей степени зависят от природных предпосылок, т.е. обусловлены особенностями темперамента и типа нервной системы (А. И. Крупнов, Л. В. Жемчугова, В. Н. Прядеин).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Выявление результативности опытно-экспериментальной работы по обучению средних дошкольников счету
После формирующего эксперимента с экспериментальной группой детей был проведён контрольный срез данных по той же методике, что и базисный, целью которого было выявление успешности обучения счету детей среднего дошкольного возраста по разработанной системе. Показатели распределились следующим образо ...

Двигательная активность и умственное развитие человека
Проблема соотношений психического и физического, умственного и моторного развития человека на протяжении длительного периода ее изучения не получила однозначного решения. В одних случаях утверждалось благотворное влияние физической, двигательной активности на психическое развитие, в других оно даже ...

Модель дидактического анализа
Базовая модель дидактического анализа, представленная доктором ван Гельдером, может быть интерпретирована как инвариантная модель, в формате которой можно описать многие производственные процессы и процессы оказания услуг. Раскрываемая в ходе дальнейшего изложения (рис. 3) детальная модель показыва ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru