Направления и формы методической поддержки роста педагогического мастерства учителя начальной школы

Образование и воспитание » Методическая поддержка учителя начальной школы как условие роста его педагогического мастерства » Направления и формы методической поддержки роста педагогического мастерства учителя начальной школы

Страница 4

Прежде всего, надо сказать, что почти каждый учитель в ходе своей профессиональной подготовки и самостоятельной педагогической деятельности приучается думать о себе как об источнике информации, хранителе порядка, эксперте, который выставляет оценку, а не как о человеке, имеющем свои эмоции, чувства, желания и готовым поделиться этим с детьми. Изменить данные установки учителю помогали занятия психолого-педагогического тренинга.

Так занятие с условным названием «Самопознание» было направлено на осознание своих личностных особенностей, расширение знаний о себе, углубление и совершенствование самовосприятия и рефлексии. Учителя знакомились с закономерностями проявления эмоций и чувств, их природой, со способами психологической защиты, используемыми человеком в целях сохранения образа «Я», и техниками преодоления эмоционального напряжения.

Занятие по теме «Самооценка и самоотношение» предполагало углубление доверия к себе, отказ от самокритики и осознание собственных критериев самооценивания. На этом занятии вводились индивидуальные «Дневники успехов», в которых каждый день отмечались все достижения, и успехи, за которые стоит себя похвалить участнику группы. Таким образом, создавались условия для осознания педагогами своих положительных качеств, безграничности своих возможностей, ответственности за свою успешность. Интерес вызвало у учителей занятие «Программирование саморазвития». Его цепью являлось оказание помощи учителю в осознании возможностей и перспектив собственного развития, как личностного, так и профессионального.

Чтобы попытаться увидеть себя в свете собственных представлений учителям были предложены упражнения: «Возьмите лист бумаги и ответьте несколько раз на вопрос: Кто Я?» Это упражнение позволит отметить, увидеть что-то главное или новое в себе.

Важным моментом для сохранения эмоционального благополучия учителей начальных классов в условиях обновления начального образования является, на наш взгляд, наличие в школе «Кабинета психологической разгрузки». Напряженный ритм жизни учителей начальных классов часто ведет педагогов к повышенному напряжению, неумению расслабляться, выходить из напряженного состояния, обретать психическое равновесие.

Кабинет психологической разгрузки в школе может работать в пяти режимах: 1) Психологическая разгрузка учителей и школьников после напряженной работы в конце рабочего (или учебного) дня или в специально отведенное для этого время. 2) Психологический настрой (мобилизация) тех учителей, которые с трудом включаются в напряженный ритм работы в начале рабочего дня, обучение навыкам мобилизации в стрессе (открытый урок, выступление на заседании педагогического совета и т.п.). 3) Психопрофилактическая работа с учителями и школьниками (обучение методам релаксации, медитации, аутогенной тренировки, навыкам бесконфликтного общения).

Так, например, учителю в конфликтной ситуации может помочь знание следующих приемов этической защиты педагога: 1) Вопрос на воспроизведение - «Что вы сказали? Будьте так добры, повторите!»; 2) Наивное удивление - «Разве? А все говорили мне, что .»; 3) Окультуренное повторение - «Если я Вас правильно понял, Вы просите меня .»; 4) Оставить партнера наедине с собственным поступком - «Вероятно, вы плохо осознаете смысл того, что совершаете .»; 5) Сопоставить его достоинства с совершаемыми им действиями - «Вы такой умный, и так поступаете .»; 6) Великодушно простить партнера - «Если вам так хочется, если вы от этого будете счастливее, я, конечно, .».

Владея способами этической защиты, учитель не только защищает свое достоинство от невольного посягательства неопытных и неумелых детей, но и, демонстрируя для детей некий эталон поведения, вооружает их формами конструктивного общения, помогает им отказаться от мер физической защиты.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что разработка и апробация направлений, форм, методов сопровождения учителей начальных классов зависит от взаимодействия преподавателей вузов, методистов, учителей на основе научно-исследовательской деятельности; на основе адресной психологической помощи и педагогической поддержки учителю. Результат, на который ориентируются специалисты сопровождения учителей начальных классов, - это развитие у педагогов способностей быстро и эффективно адаптироваться к условиям жизни, выполнять педагогическую деятельность в инновационном режиме, позитивно воспринимать себя и окружающих.

Страницы: 1 2 3 4 

Полезная информация:

Особенности ведения документации педагога-психолога
Документация педагога-психолога должна: — основываться на имеющихся основных нормативных документах Министерства образования РФ (Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования (приказ № 636 от 22.10.99), типовое Положение об образовательном учреждении для детей, нужда ...

Цели, задачи и организация работы логопеда с детьми, воспитывающимися в Доме ребенка
Имеющийся отечественный опыт ранней помощи основан на данных многолетней исследовательской и практической деятельности психолого-медико-педагогического консультирования детей дошкольного возраста в ИКП РАО. Они убедительно доказывают, что грамотно организованная ранняя коррекция способна предупреди ...

Особенности восприятия и использования цифр детьми в дошкольном возрасте. Научные исследования по данной проблеме
Познание чисел и освоение действий с числами — важнейший компонент содержания математического развития. Посредством числа выражаются количество и величины. Оперируя только числами, которые являются показателями количеств и величин объектов окружающей действительности, сравнивая их, увеличивая, умен ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru