Методическая поддержка учителя начальной школы как условие роста его педагогического мастерства

Образование и воспитание » Методическая поддержка учителя начальной школы как условие роста его педагогического мастерства

В Концепции модернизации Российского образования одной из главных задач российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Реализовать данные задачи можно через педагогический профессионализм, который определяется через понятие «педагогическое мастерство», и может рассматриваться как идеал педагогической деятельности, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда.

Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя начальных классов. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету, то есть педагог - мастер, если умеет учить всех без исключения детей.

Подготовка высококвалифицированных специалистов, педагогов-профессионалов является актуальной проблемой любого развитого общества. Особого внимания заслуживают теоретические и эмпирические исследования, посвященные становлению личности учителя, формированию его профессионального мышления и сознания, толерантности и эмпатии, изучению психологических механизмов учительской рефлексии, анализу предметной индивидуальной информированности и трансформации мотивов выбора педагогической деятельности, генезису профессиональною статуса и социального имиджа.

Актуальность данного исследования обусловлена социально-нравственным императивом: у истоков каждой профессии стоит учитель. Профессиональный образ учителя интериоризируется его воспитанниками, будущими распорядителями судеб страны, государства, Отечества, что в целом определяет перспективы развития общества.

Несмотря на то, что в отечественной психологии имеются богатые научные данные, обобщающие материалы теоретических и эмпирических исследований психологического содержания педагогической деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Самолов, Л.С. Выготский, Н.Ф. Гоноболин, В.П. Зинченко, Г.А. Ковалев. Н.В. Кузьмина. А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.В. Петровский, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.), вопрос о роли такого значимого и многомерного образования как профессиональный образ учителя в становлении структуры педагогической деятельности, ее мотивации, механизмов самоосуществления, самореализации личностного потенциала учителя ставился, но не достаточно.

Таким образом, нами установлено объективно существующие противоречия между реально существующим мастерством учителя и современными требованиями, стратегическими задачами обновляющей системы образования.

Выявленные противоречия дали основание сформулировать проблему исследования, которая заключается в осмыслении направлений методической поддержки учителя начальных классов в целях создания условий роста его педагогического мастерства учителя. Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является педагогическое мастерство учителя начальной школы.

Предметом – методическая поддержка учителя начальной школы как условие роста его педагогического мастерства.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были выдвинуты следующие задачи:

1). Осуществить теоретическое обоснование эффективности методической поддержки учителя начальной школы для создания условий роста его педагогического мастерства.

2). Изучить и обобщить опыт работы общеобразовательных учреждений по организации методической поддержки учителя начальной школы как условия для роста его педагогического мастерства.

В качестве гипотезы исследования мы предположили, что методическая поддержка учителя начальной школы оказывает существенное влияние на рост его педагогического мастерства.

Методологическую основу исследования составляют: теория личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании (Н.А. Алексеев, М.М. Балашов и др.); концепции в области образовательных принципов в школе, проблемы школьного образования (Л.С. Айзерман, Г.И. Беленький, М.И. Беляева и др.). Раскрыты отдельные стороны культуры учителя: методологической (В.В. Краевский, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин), нравственно-эстетической (Э.Т. Ардаширова, Н.Б. Крылова, Е.Г. Силяева, Д.С. Яковлева), коммуникативной (О.О. Киселева, Т.Н. Левашова, А.В. Мудрик), технологической (Н.В. Кузьмина, М.М. Левина, Н.Ф. Талызина), духовной (Б.З Вульфов, Б.Т. Лихачев).

В ходе исследования были использованы следующие группы методов: теоретические; эмпирические; статистические.

Опытно-экспериментальной базой исследования был 2 «В» класс МОУ «Лицей № 5» г. Губкин Белгородской области, учитель Прасолова Л.В.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап. Теоретико-поисковый. Изучение и анализ педагогической литературы по проблеме; разрабатывались позиции исследования, что позволило сформулировать цель, задачи и гипотезу исследования.

Второй этап. Теоретико-обобщающий. Завершение эксперимента, анализ экспериментального исследования, теоретическое обобщение и статистическая обработка результатов работы, формулировались основные теоретические выводы и методические рекомендации по проблеме исследования. Оформление исследования в виде курсовой работы.

Практическая значимость исследования заключается в расширении методологического исследования теоретических аспектов выбранной проблемы и возможность применения их в практической деятельности.

Структура курсовой работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения, таблицу. Список литературы состоит из 52 источников.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и методы, показаны его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе «Теоретическое обоснование необходимости методической поддержки учителя начальных классов как условия роста его педагогического мастерства» даны понятия и сущность вопроса, современные требования к уровню педагогического мастерства учителя начальных классов.

Во второй главе «Методическая поддержка учителя начальных классов как условие роста его педагогического мастерства в практике современной школы» рассмотрены формы и методы методической поддержки учителя начальных классов и критерии оценки этой деятельности в ходе исследовательского эксперимента.

В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту.

В приложении содержатся материалы опытно-экспериментальной работы: опросники, тесты.

Полезная информация:

Сущность дидактической игры и ее место в обучении дошкольников
Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность. В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось 2 направления использования игры в воспит ...

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
У детей с нарушениями интеллекта развитие речи существенно отличается от того, которое описано выше. Отставание в развитии речи начинается у них с младенчества и продолжает накапливаться в раннем детстве. Соответственно, к переходу дошкольного возраста у них нет готовности к ее усвоению. Не сформир ...

Экологическое воспитание детей пятого года жизни
Дошкольники пятого года жизни отличаются от малышей физическими и психическими возможностями: они увереннее во всех проявлениях, владеют первоначальными навыками самостоятельности, имеют более устойчивое внимание, более развитые восприятие и мышление, лучше понимают и воспроизводят речь взрослого, ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru