Психологическая помощь старшеклассникам по инициативе психолога

Образование и воспитание » Проблемы психологической помощи обучающимся в старшей школе » Психологическая помощь старшеклассникам по инициативе психолога

Страница 1

Несмотря на утвердившиеся представления о старшеклассниках как о людях, полностью обращенных в будущее, можно найти немало свидетельств их поглощенности настоящим. Даже самоопределение, хотя и направлено всеми своими целями, ожиданиями, надеждами в будущее, осуществляется все же как самоопределение в настоящем – в практике живой реальности и по поводу текущих событий. С этих позиций следует оценивать и значение общения – деятельности, занимающей огромное место в жизни старших школьников и представляющей для них самостоятельную ценность. Юношеская общительность часто бывает эгоцентричной, а потребность самовыявлении – раскрытии своих переживаний – выше интереса к чувствам и переживаниям другого. Отсюда – взаимная напряженность в отношениях, неудовлетворенность ими. Природа отношений, складывающихся между психологом и школьником в ходе консультирования, соответствует тем потребностям, удовлетворение которых ищет старшеклассник в общении. Оставаясь в рамках сугубо профессиональных отношений и отведенного на консультацию сравнительно короткого времени, эти отношения могут приводить к искомой цели, то есть к формированию способностей быть более конструктивным в своем реальном поведении, к более объективному восприятию себя, в целом – к более позитивному отношению к себе и к другим. В принципе, работая со старшими классами, психолог вправе рассчитывать на то, чтобы учащийся сам принял решение обратиться за психологической помощью, почувствовав необходимость в этом. Но в круг задач психолог включает не только работу с теми запросами, в основе которых лежит очевидная кризисная ситуация, но и проблемы, значимость которых для молодого человека ещё не очевидна. Поэтому в школьной практике возможны случаи, когда психолог действует, не дожидаясь добровольного обращения к нему учащегося. И если заинтересованность психолога подлинна, проявляется в тактичной форме, старшеклассники редко отказываются от общения с ним. Обеспечив психологическую помощь школьнику, укрепив его в средствах, отвечающих актуальным для него задачам, психолог постепенно сводит на нет свою роль, передавая ее, насколько это возможно, учителям и родным старшеклассника. Эффективность консультирования старшеклассников во многом обусловлена способностью психолога стимулировать внутренний диалог, который рассматривается как важнейший фактор личностного развития в этом возрасте.

В подростковом и раннем юношеском возрасте завершение формирования характера происходит с заострением некоторых черт и последующим их сглаживанием. Именно в этом возрасте чаще всего проявляется акцентуации характера, представляющие собой крайние варианты нормального характера. В обычных условиях наличие той или иной акцентуации не всегда заметна окружающим, но проявляется в отклонениях поведения и не препятствует благоприятной социальной адаптации. Однако под влиянием стрессов, психотравмирующих ситуаций, жизненных трудностей, лица с акцентуациями характера могут стать девиантными. Зная тип акцентуации, психолог может посоветовать родителям изменить тактику семейного воспитания, дать рекомендации педагогам по исключению из педагогической практики тех или иных провоцирующих воздействий на школьника. Консультируя самих подростков, он может предложить или упражнения для самотренировки.

С целью коррекционной работы по становлению личности для исследуемой группы старшеклассников нами подобран комплекс тренинговых игр и упражнений, при помощи которых психолог может выступать и в роли «тренера», способствующего упражнению тех или иных психических функций школьника, дефицит которых последний ощущает (навыков общения, приемов саморегуляции, самопознания), или в роли «гида», связывающего старшеклассника, скажем, с миром профессий, помогая ему успешнее сориентироваться и определиться в этом мире.

В результате исследования установлено, что формирование активной жизненной позиции в раннем юношеском возрасте находится в прямой зависимости от своевременной психологической помощи в процессе изучения личности старшеклассника.

Применение коррекционных игр делает процесс формирования и развития личности у обучаемых в старших классах более интенсивным. При этом условия оптимизации требуют сочетания игровых и консультативных приемов и средств.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Модель «Дидактический анализ»
Поскольку образовательный процесс является целостным, полезно представить его посредством модели. Модель «Дидактический анализ» одна из многих, используемых в педагогике для визуализации образовательного процесса (процесса воспитания и обучения). Как и любая другая модель, Д.А. Модель имеет свои ог ...

История возникновения и развития геометрических величин
Величина — одно из основных математических понятий, смысл которого с развитием математики подвергался ряду обобщений. Задатки геометрических знаний, связанных с измерением площадей, теряются в глубине тысячелетий. Еще 4—5 тыс. лет назад вавилоняне умели определять площадь прямоугольника и трапеции ...

Методы и принципы воспитания
Педагог И.П. Подласый выделяет следующие принципы и методы воспитания. Принципы воспитания - это общие исходные положения, в которых выражаются основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Методы воспитания - путь достижения цели воспитания, способы воздействия н ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru