Направления и формы методической поддержки роста педагогического мастерства учителя начальной школы

Образование и воспитание » Методическая поддержка учителя начальной школы как условие роста его педагогического мастерства » Направления и формы методической поддержки роста педагогического мастерства учителя начальной школы

Страница 2

В нормативных и методических документах по начальному образованию отмечается, что современный учитель начальных классов - это педагог, который осознает смысл и цели образовательной деятельности в современной школе; имеет собственную образовательную позицию; умеет составить целостную образовательную программу; наделен способностями видеть индивидуальные способности учеников и выстраивать обучение в соответствии с ними; владеет формами и методами сопровождающего обучения; способен изменять задачи урока в соответствии с изменяющейся реальностью; умеет подготовить качественную характеристику образовательных изменений ученика; способен к личностному творческому росту, рефлексивной деятельности.

Мы знаем вполне достаточно о том, какие требования предъявляются сегодня к учителю начальных классов, но мало о том, какие трудности он испытывает в условиях инновационных процессов в начальном образовании. Остановимся более подробно на формах сопровождения учителя начальных классов, которые предполагают научно-методическую помощь и психолого-педагогическую поддержку учителю.

Одной из форм сопровождения учителя начальных классов является групповая педагогическая консультация для учителей. Педагогическая групповая консультация представляет собой, на наш взгляд, очень важное дополнение к теоретическим семинарам в рамках школьного методического объединения, в условиях работы творческих и проблемных групп при институте повышения квалификации, районных комитетов по начальному образованию. Консультантом может выступать приглашенный специалист (психолог, педагог, опытный учитель, методист по начальному образованию).

Стержнем педагогической консультации является разъяснение устоявшихся, основанных на переживаниях и действиях педагогических заблуждений. В ходе таких консультаций учитель чувствует себя не одиноким, и если он сумеет что-то почувствовать и распознать в себе, если информация, полученная от своих коллег, от консультанта заставит его задуматься над своими педагогическими действиями, над собой, то он может решиться на изменения в своей профессиональной и личной деятельности, у него может пробудиться желание к большему знанию.

Опыт проведения таких консультаций на базе Волгоградского института повышения квалификации работников образования показывает, что учителя часто в ходе консультаций делают открытие, что другие воспринимают определенное событие или педагогические отношения иначе, чем они; они начинает понимать, что в их педагогических проблемах большую роль играет также их собственная доля участия; часто работа над определенным (чужим) случаем затрагивает собственную проблемную ситуацию и, таким образом, приводит в движение процесс познания и самопознания.

Эффективной формой оказания научно-методической помощи учителям, как показывает опыт работы в институте повышения квалификации работников образования, является организация встреч с авторами учебно-методических комплектов для начальной школы. В свободной дискуссии с учеными, учителя могут обсудить наболевшие вопросы, уточнить теоретические и методические положения конкретной образовательной программы. Конечно, при этом, нет возможности для тщательной разработки конкретных педагогических действий, но все же вероятность того, что учитель сумеет разобраться в том, в чем испытывал трудности, достаточно велика.

Продуктивной формой сопровождения учителей начальных классов является, на наш взгляд, также педагогическая студия. Педагогические студии могут проводиться в рамках заседаний школьных методических объединений, курсов повышения квалификации, научно-практических семинаров при городских и районных методических центрах.

Суть студийных занятий в обучении, но это обучение специфично. Оно построено на фундаменте приобретаемых педагогических знаний, получающих своё профессиональное воплощение тут же, на занятиях, на основе реального педагогического опыта и при уже сформировавшихся профессиональных привычках, умениях и взглядах. Работа в студии - это не только приобретение новых умений и знаний, это ещё и ломка профессиональных стереотипов и преобразование индивидуальной системы педагогических взглядов учителя.

Педагогические студии - это комплексные занятия, направленные на полное и всестороннее овладение какой-то вполне определённой, вычлененной проблемой. Поэтому студии могут иметь своё название, например: «Пути профилактики и преодоления эмоционального неблагополучия младших школьников» или «Педагогическая оценка», или «Специфика работы с гиперактивными детьми».

Организация педагогической студии - дело чрезвычайно тонкое и сложное. Здесь множество трудностей и любая сторона этого интересного дела представляет вопрос, на который нет готовых ответов. В первую очередь, следует решать вопрос программы студийных занятий. Это могут быть программы, ориентированные на освоение современных педагогических моделей, технологий обучения в начальной школе или программы эпизодического плана, для углублённого ознакомления учителей с педагогическим решением одного вопроса, который представляется учителям трудным или даже неразрешимым.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Развитие социальной компетентности студента, включенного в культурно-досуговую деятельность КрасГУ
В данной части исследования для получения информации мы использовали метод анкетирования. Остановимся подробней на этапах подготовки анкеты: 1. Чёткое определение целей и конкретных задач. Исходя из этого подбираются критерии и эмпирические индикаторы, позволяющие точнее оценивать получаемые резуль ...

Рейтинговая система. Сущность, содержание и цели
Рейтинг - с английского rating - это отметка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия. Рейтинг - индивидуальный числовой показатель оценки достижений в классификационном списке. Рейтинг - метод оценивания, или психологического измерения, основанного на суждениях компете ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР
Общее недоразвитие речи это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Общее недоразвитие речи подробно описывают такие авторы как: Левина, Фили ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru