Понятие и сущность педагогического мастерства учителя начальных классов в историческом контексте

Образование и воспитание » Методическая поддержка учителя начальной школы как условие роста его педагогического мастерства » Понятие и сущность педагогического мастерства учителя начальных классов в историческом контексте

Страница 4

Важнейшей частью педагогического мастерства являются профессиональные знания и умения. Это философские, психолого-педагогические, социальные, специальные и дополнительные знания. Профессиональные знания учителя формируются на всех уровнях (методологическом, информационно-содержательном, методическом, технологическом, творческом) и становятся базой педагогического сознания и мышления, а психолого-педагогическая эрудиция - необходимой предпосылкой успешной работы учителя.

Велика роль профессиональных способностей учителя в его успешной деятельности. Ученые-исследователи выделяют ведущие из них: 1) Дидактические способности, благодаря которым учитель успешно осуществляет отбор содержания и методов обучения, доступно излагает учебный материал; 2) Коммуникативные способности позволяют быстро устанавливать целесообразное общение, контакт с учащимися; 3) Перцептивные способности, которые выражаются в наблюдательности по отношению к учащимся, проникновении в их внутреннее духовное состояние, в глубоком понимании возрастных и индивидуальных способностей воспитуемых; 4) Эмоциональные способности позволяют чувствовать, управлять своими эмоциями, владеть собой; 5) Экспрессивные способности, позволяющие учителю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения; 6) Организаторские способности, обеспечивающие порядок и дисциплину в классе, слаженную работу ученического самоуправления, создание дружного и сплоченного коллектива учащихся; 7) Суггестивные, способности к внушению, сильному эмоционально-волевому влиянию учителя на учащихся; 8) Прогностические, способность намечать перспективы; 9) Креативность и импровизацию, способность к творчеству; 10) Интуицию, способность предвидеть; 11) Эмпатию, способность к сопереживанию; 12) Научно-познавательные, или академические способности, связанные с усвоением новых знаний, приобретением умений, навыков, желанием трудиться творчески, экспериментировать, систематически изучать литературу и опыт учителей.

Таким образом, профессиональное мастерство приходит к тому учителю, который опирается в своей деятельности на научную теорию. Естественно, что при этом он встречается с рядом трудностей. Во-первых, научная теория - это упорядоченная совокупность общих законов, принципов и правил, а практика всегда конкретна и ситуативна. Применение теории на практике требует уже некоторых навыков теоретического мышления, которыми учитель нередко не располагает. Во-вторых, педагогическая деятельность - это целостный процесс, опирающийся на синтез знаний (по философии, педагогике, психологии, методике и др.), тогда как знания учителя зачастую как бы разложены «по полочкам», т.е. не доведены до уровня обобщенных умений, необходимых для управления педагогическим процессом. Это приводит к тому, что учителя часто овладевают педагогическими умениями не под влиянием теории, а независимо от нее, на основе житейских донаучных, обыденных представлений о педагогической деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 

Полезная информация:

Воспитание как социальный институт
В современных модернизированных обществах существует целая система социальных институтов - исторически сложившихся устойчивых форм выполнения общественных функций определенными номинальными группами членов общества, а также совокупностью организаций, возникших и созданных для тех же целей. В зависи ...

Понятие и характеристика умственной отсталости
Согласно общепринятой оценке, умственной отсталостью страдает приблизительно 2,5-3 % всего населения. По данным, опубликованным в начале 1990-х гг., в мире насчитывалось около 7,5 миллионов людей с умственной отсталостью. При этом лишь у 13 % из этого числа умственная отсталость достигла степени бо ...

Проведение экспериментальной работы по формированию количественных представлений у детей 5 года жизни средствами дидактических игр
Целью констатирующего эксперимента, по исследуемой проблеме, явилось выявление исходного уровня сформированности количественных представлений у детей средней группы и условий, созданных в ДОУ по формированию количественных представлений. Базой опытно-экспериментальной работы выступило Муниципальное ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru