Теоретические аспекты проблемы развития мышления у детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

Взгляды отечественных и зарубежных педагогов-психологов на проблему мышления. Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. Выделяют две основные стороны познания: - чувственная; - логическая. Эти ступени тесно взаимосвязаны между собой. С помощью чувств человек воспринимает отдельные предметы и явления, а с помощью логики осуществляет их взаимосвязь между собой и определяет им место в общей системе мировоззрения. В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий и представлений, человек вместе с тем выходит за пределы чувственного познания, т. е. начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно вовсе не даны в восприятиях и потому непосредственно вообще не наблюдаемы. Таким образом, мышление начинается там, где оказывается уже недостаточным или даже бессильным чувственное познание.

Мышление - психический процесс отражения действительности, высшая форма познавательной и преобразующей активности человека, который исследуется различными науками, в том числе педагогикой и психологией. Наиболее распространенное понимание мышления связано с процессом решения задач. При этом выделяются требования задачи и ее условия. Задача должна быть не только понята субъектом, но и принята им, т. е. включена в систему его потребностей и мотивов. Мышление человека характеризуется единством сознательного и неосознанного. Развитие мышления изучается в филогенетическом, историческом, онтогенетическом и в функциональном аспектах. Элементарное мышление возникает уже у животных и обеспечивает адаптацию организма к среде. Мышление является составной частью и особым объектом самосознания личности, в структуру которого входит понимание себя как субъекта мышления, дифференциация «своих» и «чужих» мыслей, осознание ещё не решенной проблемы как именно своей, осознание своего отношения к проблеме». Центральной проблемой психологии мышления является отношение мысли к слову.

Речь - сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Для психологов представляет интерес, прежде всего, место речи в системе высших психических функций человека - в её взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями и т. д., при этом особенно важны те её особенности, которые отражают структуру личности и деятельности. По ходу решения определённой задачи человек выявляет всё новые и новые, до того неизвестные ему условия и требования задачи, которые причинно обусловливают дальнейшее протекание мышления. Следовательно, мышление не дано изначально как нечто абсолютно готовое и законченное, оно имеется, образуется, постепенно формируется и развивается в ходе решения задачи, то есть, является процессом. То есть, протекание процесса мышления не запрограммировано в исходных условиях решения той или иной задачи. В психологии мышления существует три противоположные точки зрения на формирование мыслительных процессов.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Назначение и особенности строевых упражнений
Строение упражнения представляют собой совместные или одиночные действия занимающихся в том или ином строю. С помощью строевых упражнений успешно решаются задачи воспитания коллективных действий, чувства ритма и темпа, дисциплины и организованности. Особое значение строевых упражнений состоит в фор ...

Конспект сюжетно-дидактической игры «Зоопарк»
Цель игры. Выявить у детей навыки количественного счета. Различение и название цифр. Расширение представлений детей о гуманной направленности труда работников зоопарка, об основных трудовых процессах по обслуживанию животных. Материал. Приготовили карточки с цифрами, вместе с детьми подобрали игруш ...

Формирование умений и навыков по ручной обработке материалов
Каждая трудовая операция имеет свои особенности. Поэтому есть отличия и в методике обучения выполнению разметки, рубки, резания и других трудовых операций. Вместе с тем, обучая любой трудовой операции, я исхожу из единых требований и руководствуюсь рядом общих дидактических положений. Так, при подг ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru