Теоретические аспекты проблемы развития мышления у детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

Взгляды отечественных и зарубежных педагогов-психологов на проблему мышления. Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. Выделяют две основные стороны познания: - чувственная; - логическая. Эти ступени тесно взаимосвязаны между собой. С помощью чувств человек воспринимает отдельные предметы и явления, а с помощью логики осуществляет их взаимосвязь между собой и определяет им место в общей системе мировоззрения. В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий и представлений, человек вместе с тем выходит за пределы чувственного познания, т. е. начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно вовсе не даны в восприятиях и потому непосредственно вообще не наблюдаемы. Таким образом, мышление начинается там, где оказывается уже недостаточным или даже бессильным чувственное познание.

Мышление - психический процесс отражения действительности, высшая форма познавательной и преобразующей активности человека, который исследуется различными науками, в том числе педагогикой и психологией. Наиболее распространенное понимание мышления связано с процессом решения задач. При этом выделяются требования задачи и ее условия. Задача должна быть не только понята субъектом, но и принята им, т. е. включена в систему его потребностей и мотивов. Мышление человека характеризуется единством сознательного и неосознанного. Развитие мышления изучается в филогенетическом, историческом, онтогенетическом и в функциональном аспектах. Элементарное мышление возникает уже у животных и обеспечивает адаптацию организма к среде. Мышление является составной частью и особым объектом самосознания личности, в структуру которого входит понимание себя как субъекта мышления, дифференциация «своих» и «чужих» мыслей, осознание ещё не решенной проблемы как именно своей, осознание своего отношения к проблеме». Центральной проблемой психологии мышления является отношение мысли к слову.

Речь - сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Для психологов представляет интерес, прежде всего, место речи в системе высших психических функций человека - в её взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями и т. д., при этом особенно важны те её особенности, которые отражают структуру личности и деятельности. По ходу решения определённой задачи человек выявляет всё новые и новые, до того неизвестные ему условия и требования задачи, которые причинно обусловливают дальнейшее протекание мышления. Следовательно, мышление не дано изначально как нечто абсолютно готовое и законченное, оно имеется, образуется, постепенно формируется и развивается в ходе решения задачи, то есть, является процессом. То есть, протекание процесса мышления не запрограммировано в исходных условиях решения той или иной задачи. В психологии мышления существует три противоположные точки зрения на формирование мыслительных процессов.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Гигиенические проблемы школьной зрелости
Причины, ведущие к проблемам в неподготовленности к школьному обучению можно условно разделить на две группы: органические (отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребёнка) и воспитательные, связанные с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем дошкольном возраст ...

Описательно – повествовательная монологическая речь и ее особенности развития у учащихся начальной школы с ОНР III уровня
В современных исследованиях по проблеме развития связной речи детей специальное внимание уделяется формированию навыков описания предметов, явлений как одно из условий успешного обучения в школе. В лингвистической и методической литературе описание рассматривается как особый функционально – смыслов ...

Психолого–педагогические особенности младшего дошкольного возраста
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru