Факторы, которые влияют на быстроту приобретения навыков

Страница 1

1. Заинтересованность учащихся в достижении успеха. Четкая мотивация всегда приводит к успеху в работе.

2. Наличие необходимых теоретических и прикладных знаний. На пустом месте невозможно построить процесс обучения, в особенности интеллектуального характера.

3. Педагогическое мастерство мастера – эффективность всех видов инструктирования в процессе обучения.

4. Своевременный контроль и самоконтроль. Поскольку мастер производственного обучения не успевает одновременно проверить всех в ходе урока, то контрольные точки необходимы для правильного выполнения трудовых движений. Если контроль не проводить, то учащиеся будут выполнять операции не верно, у них сформируются ошибочные навыки. Самоконтроль самих обучаемых за своими действиями тоже обязателен, он помогает мастеру в процессе инструктажа.

5. Своевременность и справедливость оценок учащихся (стимулирование, похвала, порицание должны быть к месту, сразу как возникла в этом необходимость).

6. Количество упражнений (чем их больше, тем быстрее приобретается навык и тем он качественнее).

7. Требования к уровню освоения навыков. Чем выше уровень, предъявляемый к отработке движений и приемов, тем дольше происходит освоение конкретного навыка. Поэтому нельзя «перегибать палку», к сложным операциям не следует предъявлять повышенных требований, а к формированию самых простых навыков попустительски относиться, вроде «что тут долго мучиться, все предельно просто».

8. Простота или сложность приобретаемого навыка влияют на время формирования навыка. Речь идет о целесообразном, пропорциональном распределении времени в зависимости от сложности действий.

9. Индивидуальные особенности учащихся. Очевидно, что не все в группе за определенное время усвоят навык на одном уровне. Кто-то справиться быстро, а кому-то потребуются дополнительные усилия.

Умения

Умения формируются на базе действий и выполняются бесконтрольно (из психологического словаря Петровского А.В.). Это способность человека выполнять работу продуктивно, с должным качеством и своевременно, как в стандартных, так и в новых условиях. Умения, так же как и навыки формируются последовательно, в пять этапов, хотя в профессиональных училищах в основном применяют всего три-четыре.

1 этап. Появление первоначального умения, когда обозначается цель и ищется способ достижения цели с опорой на ранее приобретенные знания и умения. Здесь часто встречается большое количество брака в работе и малая результативность.

2 этап. Деятельность становится недостаточно умелой. Этот этап характеризуется наличием знания о способах осуществления конкретных действий, но отдельные их элементы выполняются не всегда успешно. В итоге не соблюдаются нормы времени и качество формируемых умений пока еще ниже среднего.

3 этап. Появление отдельных общих умений. Так, учащийся знает свои трудовые функции и умеет выполнять работу по изготовлению целого ассортимента изделий. Действует он по образцу, (инструкционно-технологической или инструкционной карте).

4. Затем происходит формирование высокоразвитого умения. На этом этапе учащийся не только знает, как осуществлять то или иное действие, но и почему его именно так нужно выполнять делать. Он способен самостоятельно выбирать способы действий, если меняется ситуация.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Основные операции над векторами
В различной литературе понятие вектор вводится по-разному. Так в учебнике Погорелова А.В. дается следующее определение: «Вектором мы будем называть направленный отрезок (рис. 1). Направление вектора определяется указанием его начала и конца. На чертеже направление вектора отмечается стрелкой.» В по ...

Модель «Дидактический анализ»
Поскольку образовательный процесс является целостным, полезно представить его посредством модели. Модель «Дидактический анализ» одна из многих, используемых в педагогике для визуализации образовательного процесса (процесса воспитания и обучения). Как и любая другая модель, Д.А. Модель имеет свои ог ...

Проект Закона «Об образовании». Глава 13. Среднее профессиональное образование
Статья 107.Среднее профессиональное образование 1. Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной де ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru