Теоретические аспекты проблемы развития мышления у детей старшего дошкольного возраста

Страница 3

Вера в собственную способность повлиять на события сверхъестественным образом. При этом индивидуум полагает, что его мысли, слова или поступки могут вызывать эффекты, которые не укладываются в обычные причинно-следственные отношения. Сюда относятся заклинания, символические ритуалы, защитные действия при предвещающих беду приметах и пр. Магическое мышление вне патологии обнаруживается у детей, примитивных и инфантильных личностей. В современной психиатрической литературе оно описывается при шизофрении, шизотипическом расстройстве, обсессивно-компульсивном расстройстве. Диагностическое значение имеет не постоянная склонность индивидуума к вере в сверхъестественное (т. е. культуральная особенность), а ее формирование в результате заболевания как проявление некритичности к болезненным переживаниям, таким как ощущение особых способностей при маниях или представление об экстраординарных событиях при бреде. 7. Мышление синкретическое. Мышление, объединяющее отдельные разнородные явления в более или менее целостную единую систему представлений. В теории развития Ж. Пиаже данный вид мышления определяется как предшествующее синтезу объединение рядоположенных элементов. Э. Клапаред подчеркивал его схематизм и слитность, П.П. Блонский - его «бессвязную связность», а Л.С. Выготский - подмену связи вещей связями впечатлений. Синкретическое мышление присуще исторически ранним формам мышления и ранним этапам развития мышления в онтогенезе. Будучи исторически и онтогенетически ранним, оно не является примитивным, а выступает как основа и фактор дальнейшего развития мышления, сохраняя свое значение в таких формах зрелого мышления, как творческое, дивергентное.

Мышление теоретическое. Вид мышления, основанный на выделении и анализе основного исходного противоречия исследуемой ситуации или решаемой задачи. Поиск средства разрешения противоречия приводит к формированию способа действия, последний позволяет решать целые классы задач. Теоретическое мышление основано на анализе внутренних характеристик изучаемых явлений, позволяет мысленно изменять объект исследования и тем самым наиболее полно изучить его, вскрыв внутренние характеристики и отношения. Отличается от эмпирического мышления, основанного на обобщении чувственно воспринимаемых, наглядно данных свойств и отношений. Характерно для научной деятельности. Мыслительную деятельность человека можно рассматривать как набор мыслительных операций.

Мыслительная операция – это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи. К основным мыслительным операциям учёные относят:

1. Анализ. При анализе происходит мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Например, чтобы сделать заключение о свойствах какого-либо сложного механизма, необходимо исследовать, из чего он сделан и из чего сделана каждая его деталь, то есть, провести анализ.

2. Синтез. Это обратный анализу процесс. При синтезе происходит мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Например, исследуя составные элементы сложного механизма, можно представить, как будет работать весь механизм в целом. Синтезу всегда предшествует анализ. В мыслительной деятельности синтез и анализ тесно взаимосвязаны.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Показатели готовности к обучению в средней школе
Каковы же показатели готовности учащихся начальной школы к переходу в среднее звено обучения? На основе анализа литературы, а также на основе результатов, проведенного нами опроса среди учителей средних классов можно выделить следующие компоненты в содержании понятия "готовность к обучению в с ...

Двигательная активность и умственное развитие человека
Проблема соотношений психического и физического, умственного и моторного развития человека на протяжении длительного периода ее изучения не получила однозначного решения. В одних случаях утверждалось благотворное влияние физической, двигательной активности на психическое развитие, в других оно даже ...

Требования к уровню освоения содержания
В результате изучения дисциплины студент должен: - знать основы и иметь общие представления о биофизических явлениях, происходящих в живых системах; - уметь четко сформулировать современные понятия, законы и раскрыть генез биофизических процессов в организме; - приобрести практические навыки дискус ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru