Детство как психолого-педагогическое явление

Педагогика детства » Детство как психолого-педагогическое явление

Страница 1

Каждая эпоха и каждая цивилизация по-своему понимает сущность и границы детства. Детство - всем хорошо известное, но (как это ни странно звучит) малопонятное явление. Термин "детство" используется широко многопланово и многозначно.

Детство по международной нормам, закрепленным в Конвенции ООН о правах ребенка, охватывает период жизни от рождения до примерно младшего юношеского возраста (18 лет).

По возрастной периодизации, принятой в педагогике, детством считается период до 11 лет, который включает младенчество- до 1 года, раннее детство — до 3 лет, дошкольный возраст — до 7 лет, младший школьный возраст — до 10-11 лет.

Детство в индивидуальном варианте - это, как правило, устойчивая последовательность актов взросления растущего человека, его состояние "до взрослости". В обобщенном - это совокупность детей разных возрастов, составляющих "довзрослый" контингент общества.

Специального определения детства нет в философских, педагогических, социологических словарях. В психологическом словаре есть определение детства как термина, обозначающего 1) начальные периоды онтогенеза (от рождения до подросткового возраста); 2) социокультурный феномен, имеющий свою историю развития, конкретно-исторический характер. На характер и содержание детства оказывают влияние конкретные социально-экономические и этнокультурные особенности общества.

Российский педагоги и психолог, Д. И. Фельдштейн в книге "Социальное развитие в пространстве - времени Детства" отмечает, что обобщенное наименование - детство - чаще всего употребляется в социально-практическом, социально-организационном плане. При этом автор подчеркивает, что отсутствует научное определение детства (и функциональное, и содержательное) как особого состояния, выступающего составной частью общей системы общества, не раскрыта субстанциальная сущность детства. "Не определена общая система координат для выявления главных смыслов осуществляющихся здесь процессов - физического и психического созревания, вхождения в социум, освоения социальных норм, ролей, позиций, приобретения ребенком (в рамках детства) ценностных ориентаций и социальных установок, при активном развитии самосознания, творческой самореализации, постоянном личностном выборе в ходе утверждения и раскрытия собственного индивидуального жизненного пути".

В развитии общества и человека все более остро вырисовывается задача углубления познания детства, причем не только и не столько его отдельных особенностей, индивидуальных и общих аспектов поведения.

По словам Д. И. Фельдштейна, "главным становится раскрытие закономерностей, характера, содержания и структуры самого процесса развития ребенка в детстве и детства в обществе, выявление скрытых возможностей этого развития в саморазвитии растущих индивидов, возможностей такого саморазвития на каждом этапе детства и установление особенностей его движения к Взрослому Миру".

По словарю Г. М. и А. Ю Коджаспировых, детство — это этап развития человека, предшествующих взрослости, который характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций.

По определению психолога Л.Ф. Обуховой, детство – это период усиленного развития, изменения и обучения. Это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития.

Согласно А. С. Белкину, понятие «детство» носит ценностный характер, т. е. ребенок, рассматривается не только как член общества, но и как непреходящая, самостоятельная ценность. Ценностное отношение предусматривает не только индивидуальный, но и личностный подход, включает в себя критерии оценки деятельности взрослых по обеспечению этих подходов. То есть, детство - это целостная управляемая система, предполагающая взаимодействие социально-психологических и педагогических факторов развития, воспитания ребенка на основе ценностно-личностного подхода.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Принцип сознательности и активности
Один из главных принципов современной дидактики, согласно которому обучение будет наиболее эффективно тогда, когда учащиеся проявляют высокую сознательную активность в процессе познания, являются субъектами деятельности, когда знания приобретаются путем интенсивной напряженной мыслительной деятельн ...

Характеристика климатических условий юга Кыргызской Республики
Показатели жизнедеятельности организма подвержены влиянию географических факторов и в особенности регионов среднегорья с высокой внешней температурой окружающей среды. Климато – географические особенности региона при построении физического воспитания являются предметом специального изучения где исс ...

Тематическое планирование уроков в 8 классе по теме «Центральные и вписанные углы»
Учебник Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов и другие «Геометрия 7-9» (2 часа в неделю, всего 5 часов) Тема Количество часов Центральные и вписанные углы (5 ч) Градусная мера дуги окружности 1 Теорема о вписанном угле 1 Теорема об отрезках пересекающихся хорд 1 Обобщающий урок по теме «Центральные и вписа ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru