Новые подходы в обучении

Страница 2

Про­блемное обучение является высшим и наиболее сложным эта­пом учебной работы, базирующимся на запасе знаний и умений, накопленных учениками в воспроизводящей и преобразующей де­ятельности, а также в реконструкции образов главных историчес­ких фактов.

Проблемное обучение направлено на проникновение в суть исторических фактов, но отличаются уникальной возможностью обогащать учащихся опы­том творческой деятельности на теоретическом уровне, раскрывая и развивая их творческие способности.

Учитель ставит учебно-проблемную задачу, создаю­щую у учащихся проблемную ситуацию. Осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы в процессе которого учащиеся овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.

При подходе к проблемному обучению необходи­мо уточнить значение основных понятий. Проблема - теорети­ческий или практический вопрос, требующий разрешения, ис­следования. Различают научные проблемы - противоречивые ситуации, выступающие в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, процессов, объектов и требую­щие адекватной теории для их разрешения. Ответы на научные проблемы в момент их постановки действительно никому не из­вестны.

Проблемная ситуация- состояние умственного затруднения учащихся, вызванное недостоверностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Проблемная ситуация специально создается учителем с помощью определенных приемов, методов и средств.

Существует несколько типов проблемных ситуаций

1. Учащиеся не знают способа решения задачи, не могут ответить на

проблемный вопрос, то есть не имеют необходимых знаний,

2. Учащиеся поставлены в новые условия решения задачи и располагают

лишь старыми знаниями,

3. У учеников возникают противоречия между теоретически возможным

путем решения задачи и его практической неосуществимостью,

4. У учеников возникает противоречие между практически достигнутым

результатом выполнения задания и отсутствием знаний.

В обучении, как правило, имеют дело с учебными проблемами - сложными вопросами, построенными на несоответствии наличного уровня знаний и умений ученика к требующемуся для решения по­ставленной задачи. Ответы на эти вопросы неизвестны пока только ученикам.

Критериями значимости учебных проблем, определяющими их отбор для занятий со школьниками, являются: соответствие про­блем потребностям и интересам данной группы учащихся, их воз­растным особенностям. Участие детей в отборе проблем, разработ­ке плана действий и способов решений. Сама по себе учебная проблема не организует проблемное обучение, единица его содержания- проблемная задача. Ее структуру образуют три компонента- данные условия, требования и искомое неизвестное. Функцию требования в проблемной задаче может выполнять проблемный вопрос, но он может выступать как относительно самостоятельная форма мысли, как отдельное проблемное высказывание, требующее ответа, поиск оптимальных приемов ре­шения и дополнительного материала, решение проблемной задачи, оформление результата и его обсуждение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Основные принципы внеклассной работы
Внеклассная работа по русскому языку строится на основе общедидактических принципов: научности, доступности, систематичности, индивидуального подхода. Эти принципы реализуются при отборе материала и проведении самих мероприятий: принцип добровольности и принцип равного права как сильных, так и слаб ...

Качества, важные для успешного предпринимателя
Тема «Предпринимательство» изучается в курсе « Экономика» в 10-м классе. В 6-м и 8-м классах при изучении темы «Факторы производства» предпринимательству, как одному из факторов, следует также уделить внимание, особенно предпринимательским качествам. Так как на проведение отдельного урока по теме « ...

Виды интереса и его роль в обучении
Если характеризовать интерес как один из компонентов учебной мотивации, то нужно учитывать, что в повседневном бытовом и в профессиональном педагогическом общении термин «интерес» часто используется как синоним учебной мотивации. Об этом могут свидетельствовать такие высказывания, как «у него нет и ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru