Новые подходы в обучении

Страница 3

Проблемное задание с ситуацией неопределенности содержит в своём условии недостаточное количество данных для решения, но оно все-таки может быть найдено благодаря сообразительности, смекалке, интуиции ученика и базовым знаниям. В проблемных заданиях с ситуацией предположения ученикам предлагается создать собственную интерпретацию исторических событий и явлений, объяснить их причины и следствия, мотивы и цели деятельности, привести аргументы.

Показателем системы проблемных задач может быть самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию. Видение новой проблемы в знакомой ситуации, видение функции объекта, осознание структуры объекта, по­иск альтернативы решения или способа решения; комбинирование ранее известных способов решения проблемных задач в новой.

Стихийное, неупорядоченное применение проблемных задач в обучении истории полезно, но недостаточно для достижения каж­дым учеником наиболее высокого и доступного ему уровня твор­ческого мышления. Показатель этой системы -типология проблем, с которы­ми приходится так или иначе сталкиваться историку, изучая любой исторический факт. Существует 15 типов аспектных проблем, установление причинно-следственных связей историчес­ких событий и явлений, осознание процесса исторического разви­тия и его механизма, установление общих и частных закономернос­тей общественного развития, определение преемственности между фактами и эпохами, определение тенденций развития данного об­щественного явления или их совокупности, определение степени прогрессивности исторического явления.

К ме­тодам исторического познания относятся срав­нительно-исторический метод, метод аналогий, статистический ме­тод и его варианты, установления причин по следствиям, метод обратных заключений. Следующий показатель системы проблемных задач - самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, видение новой проблемы в знакомой ситуации, видение новой функции объекта, осознание структуры объекта, по­иск альтернативы решения или способа решения, комбинирование ранее известных способов решения проблемных задач в новой.

Не­которые из этих процедур используются практически в каждой по­знавательной задаче, некоторые намного реже, поэтому в целях формирования всестороннего опыта творческой деятельности учи­телю полезно знать о всех вариантах и задействовать их в конструи­ровании проблемных задач. В этом случае второй и третий пара­метры объективно могут рассматриваться как критерии проверки и оценки их качества.

Следующий показатель системы задач- методический. Он определяет количество задач каждого типа, их последовательность, темп возрас­тания сложности. На этом основании учитель определяет, в ка­кой момент изучения темы, в отношении какого вопроса целесообраз­но предъявить ту или иную задачу, как она связана с другими, какова ее цель, к какому сдвигу в развитии мышления она должна привести.

К основным понятиям теории проблемного обучения относит­ся также понятие «способ разрешения проблемной ситуации», ко­торое на методическом уровне представлено совокупностью приемов и средств, адекватных целям и содержанию школьного историчес­кого образования. Поскольку развивающая функция проблемного обучения по-разному реализуется на его различных уровнях, есть смысл охарактеризовать способы проблемного обучения истории в соответствии с ними.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Теория учебной деятельности
Для того, чтобы быть успешной, т. е. приводить к научению при минимальных затратах усилий и средств со стороны обучающего и обучаемого, учебная деятельность должна соответствовать следующим основным требованиям: - быть как для обучающего, так и для обучаемого разносторонне мотивированным процессом, ...

Сущность полового воспитания как условия их подготовки к ответственному родительству подростков
Половое воспитание рассматривается как часть процесса формирования личности, который включает не только вопросы здоровья, но и моральные, правовые, культурные и этические аспекты. Программы полового воспитания должны быть интегрированы в комплексные программы здорового образа жизни, подготовки к се ...

Дежурство как форма организации детского труда, его значение в воспитании детей
Дежурство как форма организации труда детей впервые была исследована З.Н. Борисовой в 1953 году. Этим автором были разработаны содержание этой формы труда и методика руководства деятельностью детей. Позже данную проблему исследовала Г.Н. Година. Дежурство предполагает труд одного или нескольких дет ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru