Новые подходы в обучении

Страница 3

Проблемное задание с ситуацией неопределенности содержит в своём условии недостаточное количество данных для решения, но оно все-таки может быть найдено благодаря сообразительности, смекалке, интуиции ученика и базовым знаниям. В проблемных заданиях с ситуацией предположения ученикам предлагается создать собственную интерпретацию исторических событий и явлений, объяснить их причины и следствия, мотивы и цели деятельности, привести аргументы.

Показателем системы проблемных задач может быть самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию. Видение новой проблемы в знакомой ситуации, видение функции объекта, осознание структуры объекта, по­иск альтернативы решения или способа решения; комбинирование ранее известных способов решения проблемных задач в новой.

Стихийное, неупорядоченное применение проблемных задач в обучении истории полезно, но недостаточно для достижения каж­дым учеником наиболее высокого и доступного ему уровня твор­ческого мышления. Показатель этой системы -типология проблем, с которы­ми приходится так или иначе сталкиваться историку, изучая любой исторический факт. Существует 15 типов аспектных проблем, установление причинно-следственных связей историчес­ких событий и явлений, осознание процесса исторического разви­тия и его механизма, установление общих и частных закономернос­тей общественного развития, определение преемственности между фактами и эпохами, определение тенденций развития данного об­щественного явления или их совокупности, определение степени прогрессивности исторического явления.

К ме­тодам исторического познания относятся срав­нительно-исторический метод, метод аналогий, статистический ме­тод и его варианты, установления причин по следствиям, метод обратных заключений. Следующий показатель системы проблемных задач - самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, видение новой проблемы в знакомой ситуации, видение новой функции объекта, осознание структуры объекта, по­иск альтернативы решения или способа решения, комбинирование ранее известных способов решения проблемных задач в новой.

Не­которые из этих процедур используются практически в каждой по­знавательной задаче, некоторые намного реже, поэтому в целях формирования всестороннего опыта творческой деятельности учи­телю полезно знать о всех вариантах и задействовать их в конструи­ровании проблемных задач. В этом случае второй и третий пара­метры объективно могут рассматриваться как критерии проверки и оценки их качества.

Следующий показатель системы задач- методический. Он определяет количество задач каждого типа, их последовательность, темп возрас­тания сложности. На этом основании учитель определяет, в ка­кой момент изучения темы, в отношении какого вопроса целесообраз­но предъявить ту или иную задачу, как она связана с другими, какова ее цель, к какому сдвигу в развитии мышления она должна привести.

К основным понятиям теории проблемного обучения относит­ся также понятие «способ разрешения проблемной ситуации», ко­торое на методическом уровне представлено совокупностью приемов и средств, адекватных целям и содержанию школьного историчес­кого образования. Поскольку развивающая функция проблемного обучения по-разному реализуется на его различных уровнях, есть смысл охарактеризовать способы проблемного обучения истории в соответствии с ними.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Игра как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, происходит формирование основных психических процессов и свойств ...

Культурно-досуговая деятельность КрасГУ как развивающая среда
Внеучебная деятельность, как развивающая среда позволяет развивать социальные компетентности, но, по средствам, каких организационно-педагогических условий не представленных в учебной деятельности? И так, перечислим ещё раз выделенные нами условия, влияющие на проявления и развития социальной компе ...

Проблема развития креативности
Общеизвестно, что от знаний, педагогического мастерства, активной позиции учителя в решающей степени зависит успех модернизации системы образования. Для чего очень необходимы учителю психологические знания. Ведь модернизация школы на передний план выдвигает задачу воспитания ученика, всестороннее е ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru