Умение - это сознательное применение имеющихся у ученика знаний и навыков для выполнения сложных действий в различных условиях, т.е. для решения соответствующих задач, ибо выполнение каждого сложного действия выступает для ученика как решение задачи.
Исследовательские умения можно разделить на общие и специальные. К числу общих исследовательских умений, формирование и развитие которых происходит в процессе решения задач с параметрами, относятся: умение увидеть за данным уравнением с параметром различные классы уравнений, характеризующиеся общностью наличия количества и вида корней; умение владеть аналитическим и графоаналитическим методами.
К числу специальных исследовательских умений можно отнести умения, формирование и развитие которых происходит в процессе решения конкретного класса задач.
При решении линейных уравнений, содержащих параметр, формируются следующие специальные умения:
Умение увидеть коэффициент при неизвестном и свободный член как функцию параметра;
Умение выявлять особые значения параметра, при которых данное линейное уравнение имеет:
Единственный корень;
Бесконечное множество корней;
3) Не имеет корней;
Умение интерпретировать ответ на языке исходного задания. К числу специальных исследовательских умений, формирование и развитие которых происходит в процессе решения линейных неравенств, содержащих параметр относятся:
Умение увидеть коэффициент при неизвестном и свободный член как функцию параметра;
Умение выявлять особые значения параметра, при которых данное линейное неравенство имеет в качестве решения:
Промежуток;
Не имеет решений;
Умение интерпретировать ответ на языке исходного задания
К числу специальных исследовательских умений, формирование и развитие которых происходит в процессе решения квадратных уравнений, содержащих параметр, относятся:
Умение выявлять особое значение параметра, при котором старший коэффициент обращается в ноль, т.е. уравнение становиться линейным и находить решение полученного уравнения при выявленных особых значениях параметра;
Умение решать вопрос о наличии и количестве корней данного квадратного уравнения в зависимости от знака дискриминанта;
Умение выражать через параметр корни квадратного уравнения (в случае их наличия);
К числу специальных исследовательских умений, формирование и развитие которых происходит в процессе решения дробно-рациональных уравнений, содержащих параметр, сводящихся к квадратным, относятся:
Умение приводить дробно-рациональное уравнение, содержащее параметр, к квадратному уравнению, содержащему параметр.
К числу специальных исследовательских умений, формирование и развитие которых происходит в процессе решения квадратных неравенств, содержащих параметр относятся:
Умение выявлять особое значение параметра, при котором старший коэффициент обращается в ноль, т.е неравенство становится линейным и находить множество решений полученного неравенства при особых значениях параметра;
Умение выражать через параметр множество решений квадратного неравенства.
Ниже перечислены учебные умения, переходящие в учебно-исследовательские, а также исследовательские умения.
6-7 класс:
- оперативно использовать старые знания в ситуации приобретения новых;
- переносить свободно комплекс умственных действий с одного материала на другой, с одного предмета на другой;
распространять полученные знания на большую совокупность объектов;
сочетать процесс «свертывания» и «развертывания» знаний;
целенаправленно обобщать идеи текста с помощью выделения главных мыслей в его отрезках, частях;
систематизировать и классифицировать информацию;
- сопоставлять информацию по системам признаков с выделением черт сходства и различия;
- уметь связать символический язык с письменной и устной речью;
- анализировать и планировать методы предстоящей работы;
«сцеплять» быстро, свободно компоненты новых знаний;
уметь лаконично излагать основные мысли, факты текста;
8 класс:
- получать новые знания путем движения от системообразующих знаний к конкретному с помощью схем, таблиц, конспектов и т.д.;
Полезная информация:
Элементы модульной технологии при обучении
математике учащихся 6-го класса
Общий комментарий к проводимому эксперименту Исходные условия экспериментального внедрения элементов модульной технологии в 6-ом классе СШ № 3 г. Добруша Экспериментальная часть. Экспериментальную часть я разделила на 3 этапа: Первый – диагностирующий. Второй – контролирующий. Третий – итоговый. Ди ...
Образование в Японии
Курс школьного обучения в Японии занимает 12 лет, и половина его приходится на начальную школу из-за исключительной сложности и трудоемкости изучения родного языка. Ученики должны усвоить 1850 иероглифов - минимум, установленный министерством просвещения (но даже для чтения книг и газет требуется з ...
Трудности понимания письменной речи глухими
школьниками
Процесс понимания речи - довольно сложный процесс. А.Р. Лурия называет его процессом декодирования поступающей речевой информации, который начинается с восприятия внешней развернутой речи, затем переходит в понимание более общего значения высказывания, а далее - и в понимание подтекста этого высказ ...