Значение семьи в деле воспитания

Образование и воспитание » Воспитание милосердия у детей » Значение семьи в деле воспитания

Страница 3

Как мы видим из вышесказанного, родителям необходимо уже с раннего возраста употреблять все силы, что искоренять дурные наклонности, пока они не успели укорениться в душе их ребенка. Для этого необходимо не только искоренять из сердца ребенка пороки, но и приучать детей к добродетельной жизни. Воспитать же родитель сможет лишь в том случае, если сам будет вести искоренять в себе дурное и вести жизнь по заповедям Божиим. Если дети будут слышать от родителей наставление в щедрости, а при этом видеть пример жадности, они во-первых перестанут уважать родителей, а во-вторых вряд ли смогут научиться милосердию. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Учение через поступки и жизнь – есть самое лучшее учение». Нет сомнений, что дела действует убедительнее слов, и добродетельный пример не может сравниться ни с какими поучениями и наставлениями. Если малыш не увидит доброго примера со стороны родителей, то вряд ли стоит ждать доброго плода от наставлений и поучений, так как дурной пример исходящий от родителей все погубит. Ребенок способен лучше любого взрослого подмечать все, что делают окружающие его люди, и обращать их поступки и дела себе в правило. Свойство детской души таково, что память и чувственная наблюдательность развита лучше, чем способность мыслить и рассуждать. Архиепископ Черниговский и Нежинский Филарет(Гумилевский) наставляя отцов и матерей говорил, что их пример и поведение сильнее всяких наставлений действуют на сердца детей. «Если вы хотите, чтобы ваши дети любили добро, показывайте делами, что добро достойно любви, а порок то же, что язва. Пусть ваша жизнь будет хвалой Господу и любовью к человечеству: тогда и ваши дети будут жить для славы Божьей и пользы людей. Как необходимо для вас, родители, быть благочестивыми! Худой ваш пример научает худому ваших детей, и худые привычки, худые расположения достаются по наследству вашим детям. Дикое дерево дает ли плоды вкусные?» Подобную мысль высказывал и великий русский святитель, богослов и проповедник Феофан Затворник: «…надо приучать дитя делать добро. Для этого пусть родители сами представят истинный пример доброй жизни и знакомят детей с теми, у коих главные заботы не о наслаждениях и отличиях, а о спасении души. Дети любоподражательны. Как рано они умеют копировать мать или отца! Здесь происходит нечто похожее на то, что бывает с одинаково настроенными инструментами. Вместе с тем и самих детей надо вызывать на добрые дела, и сначала приказывать им делать их, а потом наводить, чтобы сами делали. Самые обыкновенные при этом дела суть: милостыня, сострадание, милосердие, уступчивость и терпение. Всему этому весьма нетрудно приучить. Случаи поминутны, стоит взяться. Отсюда выйдет воля с настроением на разные добрые дела и вообще с тяготением к добру. И доброделанию надобно научить, как и всякому другому». Известный московский священник, протоиерей Дмитрий Смирнов обращаясь к родителям говорит, что те никогда не смогут научить детей тому, чего сами не имеют. Все попытки родителей не принесут успеха, если они сами не научатся тому, чему хотят научить своего ребенка. В доме должна быть создана райская атмосфера, если родители действительно хотят воспитать добродетельное дитя. Дети прекрасно чувствуют людей. Они чувствуют, где поступок совершается искренне, а где лицемерно. Где милостыня подается от сердца, а где с пренебрежением. Поэтому родитель должен прежде всего воспитать себя, искоренить свои пороки, и лишь тогда приступать к воспитанию добродетельного ребенка. «…Ведь воспитание заключается не в нравоучениях, не в том, чтобы говорить, как надо делать, а в том, чтобы это показать».

Таким образом из всего вышесказанного мы видим, что в деле воспитания детей на первое место ставится внутренне состояние самих родителей, их жизнь и поступки. Ведь если родители сами живут благочестиво, если они не лицемерят перед детьми словами и делами, то их пример будет благотворно влиять на детей, и принесет достойный плод. Какие бы усилия не предпринимал родитель воспитывая своего ребенка, он никогда не сможет передать ему чувства, которых сам не имеет. Родителям необходимо вести внутреннюю духовную жизнь, видя которую и дети могли бы наставляться к добродетельной жизни. Сила примера имеет способность развивать в душе ребенка живое религиозное чувство. Такой пример явил нам сам Христос. Сначала Он Своим личным примером показал, как необходимо любить, молиться и творить дела милости, а лишь потом научал всем этим добродетелям Своих учеников. Так же должны поступать и родители, сперва показывать детям личный пример благочестивой жизни, и лишь только после этого наставлять и призывать самих детей к деланию добрых дел.

В заключение параграфа хочется привести слова старца Порфирия: «…ребенок смотрит на родителей. Сияет ли Христос внутри них? Именно это влияет на ребенка. Именно в этом секрет. Если он воспримет твой духовный свет, пока еще мал, ему не придется ломать себя, когда он вырастет. Как раз по этому поводу премудрый Соломон приводит замечательный образ, заостряя внимание на важности хорошей основы. Он говорит: «С раннего утра ищущий ее (мудрость), не утомится; ибо найдет ее сидящею у дверей своих» (Прем. 6, 14) «С раннего утра ищущий ее» - то есть с раннего возраста впитывающий мудрость. Мудрость – это Христос.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Взаимосвязь нравственного и физического воспитания
С поступлением ребёнка в школу в его жизни происходит ряд серьёзных изменений. В интересующем нас отношении они проявляются прежде всего в том, что у ребёнка появляется дело (учение), отношение к которому, наряду с успешностью его выполнения, постоянно оценивается взрослыми. При поступлении в школу ...

Понятие школьной зрелости
Первые дни в школе вызывают трудности у всех детей. Непривычный режим, старание как можно лучше и быстрее выполнить задания учителя могут даже стать причиной снижения веса ребенка. Дети очень по-разному привыкают к школе. Одни адаптируются уже в течение первой четверти и успешно учатся без ущерба д ...

Методы развития силовых способностей
По своему характеру все упражнения подразделяются на три основные группы; общего, регионального и локального воздействия на мышечные группы. К упражнениям общего воздействия относятся те, при выполнении которых в работе участвует не менее 2/3 общего объема мышц, регионального - от 1/3 до 2/3, локал ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru