Значение семьи в деле воспитания

Образование и воспитание » Воспитание милосердия у детей » Значение семьи в деле воспитания

Страница 2

Неоднократно упоминаемый нами протоиерей Василий Зеньковский утверждал: «Семья не может выполнить своей огромной, ответственной роли в социальном воспитании, если она сама не подымится на ту высоту, на какой должна находиться. Каким чахлым, бесплодным, вырастает среди нас чувство человеколюбия, даже если родители «упражняют» это чувство у детей различными способами, — раз их собственная жизнь, их собственная деятельность чужда человеколюбия. И каким свежим, творческим, энергическим чувством вырастает оно там, где жизнь действительно полна им!

Странно рассчитывать, чтобы среди пустыни могло вырасти растение, — так же странно рассчитывать, что на сухой почве современной семьи, стоящей столь низко в отношении социальности, могут развиться сильные социальные чувства».

Психологи сходятся на мысли, что именно раннее детство является основополагающим периодом в жизни ребенка, так как всю последующую жизнь он будет опираться именно на то, что запечатлелось у него в этом возрасте. «Так, например, для раннего детского возраста хороши не наставления, а примеры собственного поведения. В этот период целесообразно, например, отказаться и от систематического православного образования, заменив его «вживлением» ребенка в Православие, в Церковь. С этой точки зрения полезно давать детям для прослушивания отдельные истории, объяснять отдельные события, связанные, например, с церковными праздниками, говорить о жизни отдельных святых на понятных детям примерах и доступным языком». Этот период золотое время для воспитания души, когда ребенок еще открыт перед взрослыми, и с особой легкостью принимает на веру все, что видит. По мысли Зеньковского в маленьких детях есть некое чувство присутствия Бога, даже если бы взрослые никогда им об этом не говорили. Зеньковский называет это чувство «естественной детской религией», и чем раньше ум ребенка овладеет идеей Бога, как Творца и Вседержителя, тем быстрее его душу пополнит сознание «смысла» в бытии, а значит и стремление к добродетели. Иерей Александр Ельчанинов писал: «Почему так важны впечатления детства? Почему важно торопиться наполнить сердце и ум ребенка светом и добром с самого раннего возраста? В детстве — сила доверия, простота, мягкость, способность к умилению, к состраданию, сила воображения, отсутствие жесткости и окамененности. Это именно та почва, в которой посеянное дает урожай в 30, 60, 100 крат». Подобную мысль высказывал уже упоминаемый нами Старец Порфирий Кавсокаливит: «Состояние души в детстве, которое создается родителями, оставляет след на всю жизнь. Поведение человека в течение жизни, его отношения с другими людьми непосредственно связаны с жизненным опытом, вынесенным из детских лет. Дети растут, получают образование, но в глубине души не меняются. Это видно даже в незначительных поступках». Не зря в детских домах дети рождённые от родителей ведущих неблагочестивый образ жизни могут воспитываться в благополучных семьях, переменяя образ поведения и жизни новой семьи, но если хоть сколько ни будь они жили в неблагоприятной атмосфере, то след дурного тона останется в их душе навсегда, и будет давать знать о себя при первом удобном случае.

Исследования подтверждают, что уже с дошкольного возраста, который еще называется вторым детством и начинается с четырех лет, детей нужно приучать к милосердным поступкам и состраданию, участию в жизни окружающих. Приучая детей к милосердию, мы воспитаем их сердце. «С воспитанием сердца связано воспитание мотивов к той или иной деятельности, именно сердцем человек различает добро и зло, оно является «седалищем» совести. «Человек склонен к добру и злу, - пишет Э. Фромм. – Когда обе склонности находятся в равновесии, он способен выбирать. Однако если его сердце ожесточилось до такой степени, что его склонности больше не уравновешены, он более не свободен в выборе». В этом же возрасте необходимо начинать искоренять пороки, которые как плевелы начинают проглядываться у детей в этом возрасте. Святитель Филарет митрополит Московский выражал глубокую скорбь о том, что во многих христианских семьях жизнь поставлена так, что родители изолируют своих детей от тех проблем, которые имеют окружающие их люди. В таких семьях дети вырастают избалованными, жадными, не способными оказать милость ближнему, толстокожими эгоистами, привыкшими только получать и требовать. Таких детей по мысли святителя жизнь ломает и наказывает. Поэтому с малых лет их необходимо духовно закалять. Святой праведный Иоанн Кронштадский обращаясь к родителям требовал, чтобы те не оставляли детей без внимания относительно искоренения из их сердец греховных наклонностей, страстей и дурных привычек. Святой писал: « Враг и плоть грешная не щадят и детей, семена всех грехов есть и в детях; представьте детям все опасности грехов на пути жизни, не скрывайте от них грехов, чтобы они, по неверию и не вразумлению не утвердились в греховных навыках и пристрастиях, которые растут и приносят соответствующие плоды по приходе детей в возрасте». Эта истина сознавалась и у языческих мудрецов. Так древнеримский писатель и ритор Сенека говорил: «Легко исправлять те сердца, которые еще очень нежны и мягки, но очень трудно искоренять пороки, которые выросли вместе с нами», и такую же мысль высказывал древнегреческий философ Плутарх: «Проступки юноши бывают ужу слишком велики и нередко мало исправимы».

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Годовая динамика показателей двигательной активности
Самые высокие величины двигательной активности в учебные дни были зарегистрированы в апреле (20,1±2,9 тыс. шагов), октябре (18,9 ±3,9 тыс.шагов) и ноябре (17,7±3,8 тыс. шагов) (табл.3.6.). Самые низкие величины были зарегистрированы конце в мая месяца и в начале июня (14,1±2,1 тыс. шагов), когда в ...

Характеристика состояния морфологических навыков у детей среднего дошкольного возраста
Выявление уровня сформированности у детей морфологической стороны речи является необходимым условием организации целенаправленной систематической работы по речевому воспитанию, её прогнозированию. Изучение детской речи проводилось на основе хорошего знания содержания программных требований по форми ...

Комплекс занятий по освоению детьми среднего дошкольного возраста процесса мытья посуды
Занятие 1. Наблюдение мытья посуды за помощником воспитателя. Программное содержание. 1.Формировать знания о процессе мытья посуды. Вычислить цель и общественную значимость труда (посуду моют для того, чтобы дети были здоровы и им было приятно есть); подготовительный (засучила рукава; надела фартук ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru