Таким образом, специфика проведения артикуляционной гимнастики заключается не только в том, что обращается особое внимание на силу, четкость, даже некоторую утрированность артикуляционных движений, но и на умение сочетать движение с шепотным, а в дальнейшем и с громким звуком. Большое значение имеет увеличение подвижности мягкого нёба, развитие движений нижней челюсти и голосовых складок. Одновременно с артикуляционными упражнениями (со 2— З-го занятия) проводится дыхательная гимнастика — статическая и динамическая. При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать ряд правил:
не переутомлять ребенка, т. е. строго дозировать количество и темп проведения упражнений,
следить, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом,
чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота,
движения ребенок должен производить плавно, под счет, тихо, в проветренном помещении, до еды.
Статические упражнения производятся либо при полной неподвижности тела, либо сопровождаются легкими движениями
Цель статических дыхательных упражнений — выработка дифференцированного дыхания через рот и нос, приобретение навыков речевого нижнереберно-диафрагмального или грудобрюшного типа дыхания с преимущественной тренировкой удлиненного выдоха.
Упражнения включают дутье на вату, на воду, надувание мыльных пузырей, резиновых игрушек, шаров, игра на детской дудке, свирели, губной гармоники (что развивает губную мускулатуру и дает кинестетическое ощущение давно утраченного звука), при этом секундомер регистрирует продолжительность выдоха. Далее длительно произносятся:
а) гласные (шепотом и громко):
у ау уо уа о оу ао оа э иу ио иа
и эу эо эа а
б) щелевые глухие согласные изолированно и в сочетании с гласными (шепотом и громко):
ф уф ус уш
с оф _ ос ош
ш эф эс эш
х иф ис иш аф ас аш фу су шу фо со шо фэ сэ ше фи си ши фа са ша
в) звонкие щелевые согласные изолированно и в сочетании с гласными:
в ув уз уж
3 ОВ ОЭ ОЖ
ж эв эз эж ив из иж ав аз аж
г) глухие взрывные согласные только в сочетании с гласными прямых слогах (шепотом и громко):
пу t'у ку to то ко пэ тэ кэ пи _та ки
д) звонкие взрывные согласные только в сочетании с гласны-ми в в прямых слогах:
бу _ду _гу _
бо _ до го
па та ка
д) звонкие взрывные согласные только в сочетании с гласными прямых слогах:
бу ду гу бо до го
бэ дэ гэ би ди ги ба да га
Так в сочетании артикуляционных и простых дыхательных упражнений формируются навыки речевого дыхания. Для развития фонационного дыхания также подбираются упражнения, тренирующие дифференцированный вздох и выдох через рот и нос. Эти упражнения подготавливают дыхательный аппарат к фонации, помогают ощутить работу дыхательных мышц, особенно диафрагмы. Например:
вдох (5 сек.) —задержка (3 сек.) —выдох (5 сек.);
вдох (беек.)—задержка (5 сек.) — выдох (8 сек.);
вдох (8 сек.) —задержка (6 сек.) —выдох (10 сек.);
«Цветочный магазин» — тренировка глубокого медленного вдоха через нос (приятное ощущение от вдыхания чудесного запаса цветов);
«Свеча» — тренировка ровного, медленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи;
«Упрямая свеча» — тренировка интенсивного, сильного выдоха. Ребенок ощущает движение мышц живота;
«Погашу свечу» — тренировка интенсивного, прерывистого выдоха с произнесением: фу! фу! фу! фу! Свеча погасла;
«Насос»— тренировка продолжительного, сильного выдоха при длительном произнесении звука
Вслед за статической дыхательной гимнастикой включаются упражнения динамической дыхательной гимнастики.
Динамические упражнения связаны с ходьбой, медленным бегом, движениями рук, ног и туловища и включают элементы лечебной физкультуры
Цель этих упражнений — тренировка нижнереберно-диафрагмального дыхания, а также общее укрепление организма ребенка.
Примерный курс упражнений лечебной физкультуры:
Вводный раздел.
Задача вводного раздела — постепенное вовлечение ребенка занятия, выработка дифференцированного выдоха через рот и нос.
Упражнения:
построение,
равномерная ходьба,
вдох и выдох попеременно через рот и нос.
II. Основной раздел.
Задача основного раздела — постепенно возрастающая тренировка организма, постановка речевого дыхания с акцентом на удлиненный выдох.
Упражнения:
Исходное положение—лежа (при этом расслабляются мышцы всего тела, в том числе и гортани). Вдох и выдох через рот и нос. При вдохе передняя стенка живота и подложечная область поднимаются и выпячиваются, при выдохе—опускаются. При этом верхний плечевой пояс почти неподвижен. 2) Исходное положение — стоя, ноги вместе. Поднять руки через стороны вверх — вдох, опустить руки — выдох.
Исходное положение — стоя, ноги вместе. Поднять руки на затылок — вдох, руки опустить — выдох.
Исходное положение — стоя, ноги вместе. Поворот туловища и головы вправо с отведением руки в сторону — вдох, исходное положение — выдох.
Полезная информация:
Цель, задачи, организация и методика исследования нарушений речи
В процессе исследования была выделена следующая цель: исследование особенностей речевой патологии у детей детских домов и детей, обучающихся в общеобразовательной школе. Для достижения этой цели в процессе исследования решались следующие задачи: 1. Изучение логопедической, психологической, психолин ...
Особенности развития грамматического строя речи при нарушенном речевом
развитии
И в норме и в патологии развитие детской речи представляет собой сложный и многообразный процесс, который имеет как схожие черты, так и определенные отличия. Но последовательность, с которой осуществляется овладение детьми грамматическим строем протекает в русле общих закономерностей и взаимообусло ...
Особенности грамматического строя речи у детей со стёртой дизартрией
У детей со стёртой дизартрией формирование грамматическим строем речи происходит с большими трудностями. Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова (10) объясняют это абстрактным характером грамматических значений и большим количеством языковых правил в грамматической системе языка. При дизартрии расстраивается ...