Методы формирования творческого потенциала личности в процессе обучения по предмету «Технология»

Образование и воспитание » Развитие творческого потенциала воспитанников в процессе изучения предмета "Технология" » Методы формирования творческого потенциала личности в процессе обучения по предмету «Технология»

Страница 1

Как известно, главный труд детей – учеба и для того, чтобы воспитать у учащихся творческие черты личности, нужно делать его творческим. Повышение творческой активности во многом зависит подготовки школьников к творческой деятельности. Огромную роль в этой деятельности играет учитель технологии. На своих уроках, во внеклассной работе он должен формировать у школьников знания, развивать творческие способности, воспитывать у них черты личности, необходимые в дальнейшей жизни.

Урок как основная форма организации обучения школьников прошел длительный путь своего становления и совершенствования. Многие ученые, учителя обращали внимание на его недостатки (передача готовых знаний, отсутствие связи между различными уроками, доминирующая роль учителя на уроке, отсутствие диалога в обучении, недостаточный учет индивидуальных особенностей учащихся и др.). Поэтому всегда продолжались поиски совершенствования структуры урока, его организации и проведения, обращалось внимание на согласование образовательной, воспитательной и развивающей целей урока.

В настоящее время совершенствование урока обусловливается современными целями обучения, воспитания и развития творческой, высоко нравственной личности, особенностями совместной деятельности учителя и учащихся по достижению запланированной цели. Современный урок нацелен не только на усвоение школьниками системы знаний по тому или иному учебному предмету, приобретение умений и навыков, но в большей мере на развитие у них творческих способностей и склонностей, учет интересов и стремлений каждого учащегося. Он отличается тесным взаимодействием учителя и учащихся, при котором упор делается на равноправные человеческие отношения.

Уроки технологии – это особые занятия и требования к ним особые. Они должны строиться по законам искусства. Отсюда и ряд особенностей, где решаются нравственно-эстетические задачи воспитания. Приобщение учащихся к искусству в условиях школьного урока в осмысленной творческой деятельности – это первые шаги, начальный этап вхождения в «Храм искусства».

Школьный учитель должен тонко чувствовать своих учеников, бережно поддерживать их, когда они делают свои первые шаги в этот прекрасный и разнообразный мир. Как важно, чтобы маленький творец поверил в свои силы, не вздрагивал, не прятал свою работу от посторонних глаз, а уверенно и спокойно вел ее к завершению. Ведь творчество – это сокровенный процесс, в ходе которого человек обнажает свою душу.

Для развития творческих способностей учащихся на уроках технологии выделены следующие виды работ: конструирование и моделирование одежды, вязание, вышивка, лепка, аппликация, проектная деятельность, изонить, работа с природными материалами.

Выполнить все работы, запланированные по этим разделам, при обычной часовой сетке невозможно. Ведь на уроки технологии отводится 2 часа в неделю. И если все эти разделы изучать последовательно, один за другим как самостоятельные, то для запланированного результата этого времени, конечно, недостаточно. Однако есть путь, который позволяет большое количество учебного материала успешно усвоить за сравнительно небольшое количество времени: выделить в каждом разделе общие знания, принципы, правила работы, используемые в различных видах деятельности, и сосредоточить на них основное внимание. Таким образом, будет реализовываться общедидактический принцип межпредметных связей, учитывая возможности и содержание учебного материала уроков технологии.

Особенностью обучения на уроках технологии является то, что существуют два основных подхода: академический и свободный (творческий).

В первом случае детей учат создавать объекты в соответствии с требованием профессионального реалистического искусства. При такой системе обучения дети приобретают практические навыки, полезные для многих специальностей, развивают мелкую моторику, что полезно в житейских ситуациях. Но они не получают опыта решения творческих задач, не приобщаются к искусству, как таковому. Это нужное обучение. На таких уроках ученики осваивают новую технику – работу красками и кистью, графическими материалами (карандаш, перо, уголь), материалами для работы в объеме (бумага, ножницы, пластилин, природные материалы, картон), то есть получают те основные навыки, которые позволяют ему чувствовать себя более уверенно на каждом этапе обучения. Но это обучение без творчества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Специфика формирования подростковой субкультуры
В последние десятилетия повышенный интерес ученых вызывают подростковые субкультуры. Связано это с тем обстоятельством, что они стали важным фактором спонтанного обновления современного общества. Подростковая субкультура заявила о себе как об элементе механизма культурных инноваций, обеспечивающих ...

Сущность естественного воспитания с точки зрения Ж.-Ж. Руссо
Свои взгляды на психическую природу ребёнка Руссо изложил в известном произведении «Эмиль или О воспитании». Интересно то, что считавшийся в XVIII – XIX вв. одним из наиболее значительных теоретиков воспитания Руссо детей не любил и никогда не занимался воспитанием даже собственных отпрысков, предп ...

Периодизация детства и особенности развития детей
К. Д. Ушинский подчеркнул, что если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна и знать его также во всех отношениях. При выявлении возрастных особенностей детей и фиксации определенного периода детства учитываются анатомичес­кие показатели, особенности протекания физиолог ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru