Развитие наглядно-образного мышления дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Образование и воспитание » Проблема мыслительной и игровой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью » Развитие наглядно-образного мышления дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Страница 13

Как видно из таблицы разброс данных достаточно велик. Проанализировав протоколы и данные в таблице, мы сочли возможным выделить четыре уровня развития наглядно-образного мышления:

1 уровень (от 4 до 5 баллов) - высокий уровень. К этому уровню были отнесены дети, наиболее успешно справившиеся с заданием. Не-смотря на некоторые различия между ними, у большин-ства таких детей выявилось особое отношение к экс-периментальным задачам, которое можно обозначить как готовность к решению познавательных задач. Готов-ность проявлялась в сосредоточенности, внешней подтя-нутости и собранности, с которой испытуемые выслуши-вали инструкцию. Почти у всех детей, отнесенных к дан-ному уровню, наблюдался период ориентировки в задаче. На основе поэлементного сличения они сразу без лишних движений выполняли задание. Способность пред-видеть, антиципировать результаты своих действий обеспечивала строгую целенаправленность деятельности, позволяла решать простые задачи на пространственный анализ почти без избыточного манипулирования элементами картинок. Испытуемым этого уровня было свойственно также умение контролировать свои действия.

Наличие этапа ориентировки в задании, сформированность высших форм анализа -- синтеза, понимание иерархических зависимостей между целым и составляю-щими его частями, способность контролировать свои дей-ствия -- все эти особенности позволили испытуемым решать наглядно-образные задачи на основе мысленного оперирования образами-представлениями и при минимальном количестве внешних действий, по пре-имуществу исполнительского характера.

2 уровень (баллы от 3 до 4) - средний. У детей наблюдается готовность к решению познавательных задач. Готов-ность проявлялась в сосредоточенности, внешней подтя-нутости и собранности, с которой испытуемые выслуши-вали инструкцию. Наблюдается период ориентировки в задаче. Способность пред-видеть, антиципировать результаты своих действий обеспечивает строгую целенаправленность деятельности и позволяет решать простые задачи на пространственный анализ почти без избыточного манипулирования картинками. Наличие этапа ориентировки в задании, сформированность высших форм анализа -- синтеза, понимание иерархических зависимостей между целым и составляю-щими его частями, способность контролировать свои дей-ствия -- все эти особенности позволяют им решать наглядно-образные задачи на основе мысленного оперирования образами-представлениями и при минимальном количестве внешних действий, по пре-имуществу исполнительского характера. Простые задачи эти дети решали по уменьшенному образцу, более слож-ные -- при минимальной помощи взрослого.

3 уровень (баллы от 2 до 3) - низкий. Испытуемые, отнесенные к 4 уровню успешности, с самого начала опыта не проявляли готовности к реше-нию познавательных задач. Некоторые из них вели себя очень настороженно и боялись любой новой для них за-дачи. Не выслушав до конца инструкцию, эти дети гово-рили: «Я так не умею», «Я так раньше никогда не делал. Мне не справиться». У некоторых детей задания вызыва-ли повышенную двигательную и речевую активность иг-рового характера. Этап ориентировки у детей данной под-группы практически отсутствовал. Учащиеся с игровым отношением к заданию сразу начинали перебирать сюжетные картинки, нередко весело болтая при этом.

В отличие от испыту-емых 1, 2 уровней, они свой опыт не использовали. Характерным для детей данного уровня было также не-понимание иерархических зависимостей между целым и его частями. Испытывая трудности при складывании картинок со скрытым смыслом. Этим детям была свойственна импульсивность и негатив-ное отношением к трудной задаче. Но решающим фак-тором было отсутствие у них понимания иерархических зависимостей между частью и целым.

У детей рассматриваемой подгруппы наблюдалось низкое развитие аналитико-синтетической деятельности. Успешность мысленного анализа зрительно воспринима-емых сюжетных картинок у испытуемых данной группы зависела от их сложности и последовательности предъявления. Некото-рые из них испытывали трудности при мысленном анали-зе сюжетной картинке с явным смыслом. Этим детям требовалось гораздо больше помощи.

4 уровень (баллы 1, 0 баллов) - очень низкий. К 5, самому низкому, уровню были отнесены дети, ре-шавшие задачи с ис-пользованием всех предусмотренных видов помощи, а иногда и вовсе отказывались решать их. Своеобразие мыслительной деятельности последней группы отчетливо выявилось уже при ре-шении первой задачи. В большинстве случаев наводящие вопросы не помогали, только после использования приема припоминания дети начинали описывать картинку. Причем их рассказ нередко сводился к описанию отдельных предметов. При складывании сюжетных картинок с простым содержанием сюжета дети 5 уровня поспешно начинали передвигать, вертеть в руках, прикладывать друг к другу отдельные детали. Понимание же скрытого смысла даже сюжетной единичной картинки было затруднено. Всегда требовалась помощь в форме наводящих вопросов.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Полезная информация:

Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся
По этой классификации методы обучения подразделяются в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся при усвоении изучаемого материала. Характер познавательной деятельности — это уровень мыслительной активности учащихся. Выделяют следующие методы: • объяснительно-иллюстративные (инф ...

Развитие коммуникативной функции речи
Известны два основных вида речи — диалогическая и монологическая. Каждый из них имеет свои особенности. Так, форма протекания диалогической речи (беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них) побуждает к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, ме ...

Командно - игровая деятельность
Место использования командно-игровой деятельности в учебном процессе при изучении каждой темы зависит: от цели учебной деятельности (деятельность, направленная на повторение ранее изученного материала и на усвоение нового материала применяется на начальном этапе; деятельность, направленная на закре ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru