Физические проявления детского церебрального паралича. Адаптационные проблемы к школьной деятельности

Образование и воспитание » Влияние стилей семейного воспитания на уровень адаптации к школе детей с ДЦП » Физические проявления детского церебрального паралича. Адаптационные проблемы к школьной деятельности

Страница 2

Спастические формы. Проявляются у 70–75 процентов детей. Характеризуются повышением мышечного тонуса, высокими сухожильными рефлексами с наличием клонусов, патологическими рефлексами (Бабинского, Россолимо), угнетением поверхностных рефлексов, утратой волевого контроля над мышцами и дифференциацией тонких движений пальцев, угнетением нормальных синекинезий и появлением патологических содружественных движений. В спастической форме выделяют три основных клинических варианта: тетраплегия, параплегия, гемиплегия. Дадим характеристику каждой из них. Спастическая тетраплегия – поражение всего тела с равным или преимущественным поражением рук. Если доминирует поражение одной из сторон, то применяется термин «двусторонняя гемиплегия». Ребенок не контролирует голову, зрительно – пространственная координация затруднена, не происходит вертикализации тела из-за нарушения формирования постуральных рефлексов, нарушение глотания, артикуляции, речи, в последующем развиваются деформации верхних и нижних конечностей, позвоночника, задержка психоречевого развития. Спастическая параплегия – поражение ног с возможной функциональной недостаточностью рук. Возможен контроль головы и развитие речи. Нарушена возможность сидения, стояния, ходьбы. Формируется контрструктура коленных суставов, ограничивается ротация голени, наблюдается так называемая «поза балерины». Спастическая гемиплегия – вовлечение только половины тела с большим поражением руки, чем ноги. Проявляется в нарушении хватательной функции, выраженной асимметрии в руках, заметное отставание в развитии конечностей в росте с возрастом, высокий тонус, повышенные сухожильные рефлексы. С течением времени развивается контрактура плеча, сгибательная контрактура в локтевом суставе, сгибательно – пронаторная установка предплечья, сгибательная контрактура кисти с невозможностью отведения большого пальца, склиоз, типичная контрактура в ноге, конская стопа. Уровень социальной адаптации выше и зависит от интеллектуально – поведенческих нарушений.

Атактическая форма. В первые месяцы жизни у ребенка наблюдаются гипотония мышц, задержка моторного развития – синдром «вялого ребенка». В процессе формирования моторных навыков проявляется дискоординация, дисметрия, туловищная атаксия, тремор рук. Наростание атаксии происходит во время стояния и ходьбы. Сухожильные рефлексы оживлены, при развитии атонически – астаксической формы, которая является следствием поражения лобных долей головного мозга, не развивается вертикализация тела, задержка психо – речевого развития.

Атетозная, гиперкинетическая форма. В первые месяцы у детей отмечается мышечная гипотония, в 3 – 4 месяца дистония, к году гиперкинезы (атетоз, хореоатетоз, торсионная дистония). Мышечная дистония и гиперкинезы дестабилизируют позу ребенка, произвольные движения дискоординированны и не соразмерны. Мышечный тонус варьируется от гипотонии – дистонии до спастичности. В дальнейшем у ребенка формируется деформация позвоночника, грудной клетки, сгибательные деформации, а также деформации стоп .

Наиболее затрудненное двигательное развитие наблюдается у детей со спастической тетраплегией, гиперкинетической и атонически – астатической формами ДЦП.

Рассмотрим особенности эмоционально-личностного развития детей с церебральными параличами.

Для детей с данным диагнозом характерны определенные эмоциональные и речевые расстройства. Эмоциональные расстройства отражаются в повышенной эмоциональной возбудимости, чувствительности к обычным раздражителям окружающей среды, а также к колебаниям настроения. Повышенная эмоциональная лабильность сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Эмоциональная возбудимость сочетается с радостным, приподнятым, благодушным настроением (эйфория) и со снижением критики. Часто возбудимость сопровождается страхами. Наиболее часто встречается страх высоты. Также повышенная эмоциональная возбудимость корелирует с нарушениями поведения в виде двигательной расторможенности, аффективных взрывов, агрессивными проявлениями, с реакциями протеста по отношению к взрослым. Все эти проявления усиливаются при утомлении, в новой для ребенка обстановке и могут быть одной из причин школьной и социальной дезадаптации. При чрезмерной физической и интеллектуальной нагрузке, ошибках воспитания эти реакции закрепляются.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Методика формирования морфологической стороны речи у детей-дошкольников
К трём годам дети овладевают наиболее типичными окончаниями таких грамматических категорий, как падеж, род, число, время, но не усваивают всего разнообразия этих категорий. Особенно это относится к существительным. На четвёртом году ребенок ориентируется на первоначальную форму слова, что связано с ...

Принципы как категория дидактики
Процесс обучения достаточно сложное явление, и его нельзя представлять как простую передачу знаний учителем ученикам, которые этими знаниями еще не обладают. Здесь, естественно, возникают вопросы: каким образом должно быть поставлено обучение? Какими правилами необходимо руководствоваться при этом? ...

Информатизация общества и образования. Информационные системы в образовании
Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации. Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцировани ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru