Физические проявления детского церебрального паралича. Адаптационные проблемы к школьной деятельности

Образование и воспитание » Влияние стилей семейного воспитания на уровень адаптации к школе детей с ДЦП » Физические проявления детского церебрального паралича. Адаптационные проблемы к школьной деятельности

Страница 2

Спастические формы. Проявляются у 70–75 процентов детей. Характеризуются повышением мышечного тонуса, высокими сухожильными рефлексами с наличием клонусов, патологическими рефлексами (Бабинского, Россолимо), угнетением поверхностных рефлексов, утратой волевого контроля над мышцами и дифференциацией тонких движений пальцев, угнетением нормальных синекинезий и появлением патологических содружественных движений. В спастической форме выделяют три основных клинических варианта: тетраплегия, параплегия, гемиплегия. Дадим характеристику каждой из них. Спастическая тетраплегия – поражение всего тела с равным или преимущественным поражением рук. Если доминирует поражение одной из сторон, то применяется термин «двусторонняя гемиплегия». Ребенок не контролирует голову, зрительно – пространственная координация затруднена, не происходит вертикализации тела из-за нарушения формирования постуральных рефлексов, нарушение глотания, артикуляции, речи, в последующем развиваются деформации верхних и нижних конечностей, позвоночника, задержка психоречевого развития. Спастическая параплегия – поражение ног с возможной функциональной недостаточностью рук. Возможен контроль головы и развитие речи. Нарушена возможность сидения, стояния, ходьбы. Формируется контрструктура коленных суставов, ограничивается ротация голени, наблюдается так называемая «поза балерины». Спастическая гемиплегия – вовлечение только половины тела с большим поражением руки, чем ноги. Проявляется в нарушении хватательной функции, выраженной асимметрии в руках, заметное отставание в развитии конечностей в росте с возрастом, высокий тонус, повышенные сухожильные рефлексы. С течением времени развивается контрактура плеча, сгибательная контрактура в локтевом суставе, сгибательно – пронаторная установка предплечья, сгибательная контрактура кисти с невозможностью отведения большого пальца, склиоз, типичная контрактура в ноге, конская стопа. Уровень социальной адаптации выше и зависит от интеллектуально – поведенческих нарушений.

Атактическая форма. В первые месяцы жизни у ребенка наблюдаются гипотония мышц, задержка моторного развития – синдром «вялого ребенка». В процессе формирования моторных навыков проявляется дискоординация, дисметрия, туловищная атаксия, тремор рук. Наростание атаксии происходит во время стояния и ходьбы. Сухожильные рефлексы оживлены, при развитии атонически – астаксической формы, которая является следствием поражения лобных долей головного мозга, не развивается вертикализация тела, задержка психо – речевого развития.

Атетозная, гиперкинетическая форма. В первые месяцы у детей отмечается мышечная гипотония, в 3 – 4 месяца дистония, к году гиперкинезы (атетоз, хореоатетоз, торсионная дистония). Мышечная дистония и гиперкинезы дестабилизируют позу ребенка, произвольные движения дискоординированны и не соразмерны. Мышечный тонус варьируется от гипотонии – дистонии до спастичности. В дальнейшем у ребенка формируется деформация позвоночника, грудной клетки, сгибательные деформации, а также деформации стоп .

Наиболее затрудненное двигательное развитие наблюдается у детей со спастической тетраплегией, гиперкинетической и атонически – астатической формами ДЦП.

Рассмотрим особенности эмоционально-личностного развития детей с церебральными параличами.

Для детей с данным диагнозом характерны определенные эмоциональные и речевые расстройства. Эмоциональные расстройства отражаются в повышенной эмоциональной возбудимости, чувствительности к обычным раздражителям окружающей среды, а также к колебаниям настроения. Повышенная эмоциональная лабильность сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Эмоциональная возбудимость сочетается с радостным, приподнятым, благодушным настроением (эйфория) и со снижением критики. Часто возбудимость сопровождается страхами. Наиболее часто встречается страх высоты. Также повышенная эмоциональная возбудимость корелирует с нарушениями поведения в виде двигательной расторможенности, аффективных взрывов, агрессивными проявлениями, с реакциями протеста по отношению к взрослым. Все эти проявления усиливаются при утомлении, в новой для ребенка обстановке и могут быть одной из причин школьной и социальной дезадаптации. При чрезмерной физической и интеллектуальной нагрузке, ошибках воспитания эти реакции закрепляются.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Прием в высшее учебное заведение и подготовка специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием
1. Прием в высшие учебные заведения проводится по заявлениям лиц, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об образовании. Поря ...

Понятие преобразования
Изложение теории геометрических преобразований начнём с общих определений. Определение. Отображением f множества X в множество Y называется такое соответствие, при котором каждому элементу x множества X соответствует вполне определённый элемент y множества Y. Oобозначение.f: X Y Элемент y называетс ...

Сравнительная характеристика форм дизартрий
Несмотря на столь большое разнообразие очаговых поражений мозга, все они проявлялись в конечном итоге расстройствами речевых движений. При неврологическом обследовании имели место вялые или спастические параличи мышц речевого аппарата (бульбарная и псевдобульбарная); явления атаксии (мозжечковая ди ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru