Направления коррекционно-развивающей работы по развитию мышления учащихся с умственной отсталостью на уроках швейного дела

Образование и воспитание » Развитие мышления у учащихся старшего школьного возраста с умственной отсталостью на уроках швейного дела » Направления коррекционно-развивающей работы по развитию мышления учащихся с умственной отсталостью на уроках швейного дела

Страница 3

Уроки швейного дела создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих детям с нарушением интеллекта, в трудовой и познавательной деятельности. Хотя интеллектуальная недостаточность рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции.

Во всех видах мышления встречаются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Характеризуя тот или иной вид мышления, всегда отмечают, как протекают у человека эти мыслительные операции. На уроках швейного дела для исследования мышления учащихся с интеллектуальной недостаточностью используются психодиагностические методики, взятые из исследования учителя – дефектолога А.А. Волыниной, описанные у исследователя Г.П. Кулишовой, такие как: «Сравнение понятий», «Установление последовательных событий», «Исключение понятий», «Умение следовать инструкции», «Комбинаторика», «Исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями» и т.д. .

Основными методами, развивающими мышление учащихся с умственной отсталостью на уроках швейного дела являются наглядно-практические, включающие ситуационное обучение, ролевые и деловые игры, метод поощрения, погружение в материально-практическую среду, практические работы, вводный и текущий инструктаж, экскурсии, многократное повторение и практическое закрепление, усвоение одного и того же материала различными методами и приемами.

Также для развития мышления учащихся с умственной отсталостью на уроках швейного дела используется компьютер. Во время проведения уроков проводятся презентации в программе Microsoft PowerPoint. Чаще всего презентации носят линейный характер, что является нормальным явлением, так как большинство выступлений подразумевает именно линейный характер преподнесения материала.

Как отмечено у эксперта Е.В. Булатовой, уже давно замечено, что по результатам многочисленных экспериментов отчетливую сильную связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью формирования мышления, в особенности, наглядно-образного. Видеопрезентации рассчитаны на любой тип восприятия информации. На одном слайде может находиться наиболее запоминающаяся информация для каждой категории людей (визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов). Сформировать глубокие познавательные интересы к предмету у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке швейного дела было интересно. В этом плане особое место принадлежит занимательности, оно состоит в том, что учитель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от знаний, способностей и интересов.

Презентация позволяет реализовать метод кратковременных фронтально-групповых лабораторных работ, которые одновременно выполняются всеми учащимися класса в группах под руководством учителя. Активизация наглядно-образного мышления достигается соответственно постановкой вопросов, в которых обращается внимание на существенные стороны изучаемого вопроса.

Разнообразие занимательных форм обучения на уроках швейного дела: игры, упражнения, состязания, конкурсы, сигнальные карточки, живое, образное описание событий, эпизода, рассказ-задача, игры-путешествия, шарады, загадки, курьезы, шутки, конкурс на быстрое отыскание ошибок и т.д. способствуют развитию наглядно-образного мышления учащихся с умственной отсталостью на уроках швейного дела, располагает к выполнению даже тех заданий, которые кажутся невыполнимыми.

С целью контроля знаний мы используем различные открытые тестовые системы или оболочки для создания новых тестов по теме или изменения существующих. Подобные тестовые работы позволяют, учащимся и учителю быстро оценить свои знания по теме. При этом задействуются все мыслительные операции.

Таким образом, исследованиями развития мышления ребенка занимались такие ученые, как В.Я. Василевская, Ж.И. Шиф, С.Я. Рубинштейн, С.Л. Мирский, Б.П. Пузанов, которые учитывали в своих исследованиях основное различие между условиями филогенетического и онтогенетического развития. За основное определение мышления, возьмем следующее, мышление есть высшая форма отражения окружающей действительности. Мышление - есть обобщенное и опосредованное словом познание действительности. Мышление дает возможность познать сущность предметов и явлений. Благодаря мышлению становится возможным предвидеть результаты тех или иных действий, осуществлять творческую, целенаправленную деятельность.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru